Межрегиональный семинар с международным участием «Работа медиатора в программах восстановительной медиации (анализ случаев)»
Семинар
Организаторы семинара:
- Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ)
- Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия
- Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа»
Целью семинара являлось повышение профессионального уровня (теоретического и практического) медиаторов в программах восстановительной медиации, анализ кейсов из опыта медиаторов, обмен опытом между медиаторами, знакомство с современными вопросами европейской криминологии.
Основные задачи семинара:
- Выделение новых вопросов и проблемных зон в работе медиатора.
- Анализ представленных кейсов с точки зрения Стандартов восстановительной медиации.
- Обсуждение вопросов, связанных с организацией проектных и исследовательских работ в Ассоциациях медиаторов.
Участники:
В работе семинара приняло участие 100 человек. 13 человек выступили с докладами или кейсами, был представлен доклад Норвежского криминолога Нильса Кристи с лекцией «Медиация вместо наказания».
Формы работы:
Лекция профессора криминологии, члена академии наук Норвегии и Шведской академии наук Нильса Кристи – «Медиация вместо наказания» - Вопросы и дискуссия. Видеозапись лекции будет размещена на сайте МГППУ.
Анализ программ восстановительной медиации – представление случаев и обсуждение:
- Работа с «трудными» классами: технологии восстановительной медиации в профилактике криминализации школьной среды. С.Л. Болковая (Урай)
- Конфликт между приемными родителями и ребенком. К.Ш. Шарифзянова (Казань)
- Восстановительные практики в работе с подростками и молодежью: опыт реализации. Т.А. Стукачева (Новосибирск)
- Редуцированная программа заглаживания вреда при отказе одной из сторон от участия. Л.В. Анохина (Волгоград)
- Применение восстановительных процедур специалистами муниципальной службы примирения в работе с несовершеннолетними в учреждениях закрытого типа. И.Н. Степанова (Пермь)
- Программа по случаю общественно опасного деяния, приведшего к смерти жертвы. Л.М. Карнозова, А.Ю. Коновалов (Москва)
- Правонарушитель: обидчик или жертва? А.М. Великоцкая (Москва)
- Медиация в школе с участием детей младшего школьного возраста. Е.Д. Женодарова, Л.В. Монастырная, А.В. Балаева (Москва)
- Программа по случаю группового избиения на почве конфликта между антифашисткой и националистической группой. С.Я. Гладких (Петрозаводск)
- Исцеляющее начало в медиации двух девочек Прянишникова Т.В. (Самара)
Каждый кейс обсуждался участниками с точки зрения позиции медиатора, нахождения более эффективных путей работы с данным случаем, а также выделения вопросов, требующих дальнейшей проработки.
Просмотр и обсуждение фильма «Восстановительная медиация. Работа медиатора в сложных ситуациях» (Центр «СПР», Москва).
Доклады:
- Постановка вопроса об исследовании эффектов и эффективности программ восстановительной медиации. А.В. Балаева (руководитель подразделения по работе с правонарушениями несовершеннолетних Центр «Перекресток», МГППУ, ст. научн. сотрудник НИЛ Ювенальных технологий МГППУ.). Обсуждался международный опыт проведения исследований в Европейских странах, а также необходимость продления исследований в России.
- О разработке эффективных стратегий развития ассоциаций медиаторов. А.Ю. Коновалов (научн. сотрудник НИЛ Ювенальных технологий МГППУ). Ставился вопрос о проведении Форсайт-проектов в разных регионах с целью наметить предпочитаемое будущее и стратегию его достижения.
«Круглый стол» по теме «Проблемные зоны практики восстановительной медиации (по итогам анализа случаев). Направления исследований и методических разработок».
В результате семинара были обозначены следующие вопросы, требующие дальнейшей проработки:
- Развитие челночной медиации
- Ценностные аспекты в работе медиатора и предъявление их участникам конфликта
- Трансформация ситуации заявителя в ситуацию для медиации
- Связь нарративного подхода и медиации
- Понятие ответственности в социокультурном контексте
- Мини-медиация между родителями и детьми на предварительной встрече
- Развитие восстановительной культуры в школе – разработка воспитательных стандартов
- «Реконструкция ситуации» – как альтернатива диагностическим методам
- Важность проведения исследований и связанные с этим сложности
- Связь восстановительных и реабилитационных программ (поддерживающая фигура)
- Традиционные практики примирения – их поиск и изучение
- Необходимость издания нового пособия по восстановительному правосудию
- Необходимость издания нового пособия по медиации
- Необходимость издания нового пособия для тренеров по медиации
- Поиск и поддержка зон человечности в нашем обществе