Публичная лекция Вероники Ослон «Ребенок в замещающей семье. Методы психологической помощи»
Публичная лекция
Тема: Ребенок в замещающей семье. Методы Психологической помощи
Лектор: Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Психолого-социальные проблемы профилактики безнадзорности и сиротства» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ.
Лекция посвящена проблемам включения ребенка в замещающую семью. Ее материалы основаны на результатах многолетнего эмпирического исследования становления и развития семьи с приемным ребенком и практики оказания им психологической помощи.
В лекции рассматриваются особенности интеграции ребенка в семью в зависимости от его потребностей в замещающей семейной заботе, возраста, пола, сиротского опыта, психотравматических переживаний, уровня депривационных нарушений, возможностей самой семьи в принятии ребенка. Представлены критерии психологической совместимости ребенка и семьи. Акцент делается на механизмах формирования взаимной идентификации в семье, отношений привязанности между замещающей матерью и приемным ребенком. Анализируется влияние семейных сценариев на воспитание ребенка в семьях родственной опеки. Показаны психологические особенности молодых людей, которые воспитывались в замещающих семьях, проблемы и результаты их социализации.
В лекции представлены конкретные методы психологической помощи, которые доказали свою эффективность в работе с ребенком и его замещающей семьей. Особое внимание уделяется методам, позволяющим компенсировать нарушения привязанности у ребенка и активизировать родительское поведение у замещающих родителей.
Отчет
На лекции Вероника Нисоновна подробно рассказывала о влиянии различных факторов на формирование у ребенка потребности в замещающей семейной заботе, критериях психологической совместимости ребенка и семьи, механизмах формирования взаимной идентификации в замещающей семье, особенностях замещающего материнства и результатах воспитания приемного ребенка и методах психологической помощи при формировании привязанности в замещающей семье.
Вначале лектор подробно остановилась на основных теориях и концепциях: теория привязанности (В.Фальберг), теория депривации (Й.Лангмейер, З.Матейчик), концепции в рамках культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, М.И.Лисина, И.В.Дубровина, Л.Ф.Обухова, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых и т.д.), Экологическая теория (У.Бронфенбреннер).
Результаты последних эпидемиологических исследований показали, что каждый пятый ребенок, находящийся в замещающей семье, имеет серьезные неврологические и сенсорные проблемы, а также эмоциональные расстройства. По сравнению с кровными детьми у детей в замещающих семьях реже обнаруживаются психические заболевания, но чаще бывают нарушения поведения.
Далее Вероника Нисоновна рассказала, что и в каком возрасте происходит с ребенком при его помещении в замещающую семью. Было выявлено, что в возрасте до шести месяцев адаптация к новой семье проходит достаточно безболезненно, если семья готова к приему ребенка. С шести до восьми месяцев адаптация осложнена из-за разрыва привязанности (анаклитическая депрессия). Восемь месяцев – наиболее сложный период, т.к. ребенок негативно реагирует на изменение распорядка дня, по которому живет новая семья, его могут раздражать новые звуки, запахи, изменение температуры в помещении, стиль прикосновений замещающих родителей. В возрасте от одного года до трех лет отделение от объекта привязанности может нарушить формирующийся баланс между автономией и зависимостью. В дошкольном возрасте наблюдаются эгоцентризм и магическое мышление, чувство вины из-за плохого поведения; в младшем школьном возрасте – регресс в учебе, конфликт представлений о «хорошем» и «плохом», ребенок хорошо помнит к кому был привязан; в подростковом возрасте – депрессия, «зов крови», конфликт лояльностей.
Было выявлено, что девочкам присущ более высокий уровень проявлений депрессивных расстройств, мальчикам – высокий уровень нарушений поведения. Мальчики успешнее интегрируются в замещающих семьях при сопровождении общего уровня, чем девочки.
При помещении в новую семью ребенок снова начинает переживать травму и боль потери. Попав в семью, ребенок как бы переживает «наводнение» своими тяжелыми воспоминаниями, с которыми ему трудно справиться и о которых он постоянно, навязчиво пытается рассказать родителям.
Вероника Нисоновна также остановилась на показателях ресурсности семьи и недостаточно ресурсных семьях, на компонентах идентификации ребенка и семьи («идентификация по внешнему виду», «идентификация по манере поведения, привычкам», «идентификация по реакциям на то или иное событие»), на различиях в формировании привязанности между матерью и ребенком в замещающих и биологических семьях.