Публичная лекция Катерины Поливановой «Изменение практик развития и их последствия»
Публичная лекция
Тема: Изменение практик развития и их последствия
Лектор: Поливанова Катерина Николаевна, доктор психологических наук, член Международной психологической организации ISSBD, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ
В психологии развития существует представление о периодизациях развития в детстве. От рождения до наступления взрослости человек должен пройти через различные стадии, каждая из которых обеспечивает решение «задач возраста». Существует несколько наиболее известных периодизаций – отечественных и зарубежных.
Но все эти периодизации создавались довольно давно – в начале-середине прошлого века. С тех пор существенно изменились условия жизни детей, их отношения с родителями, со сверстниками; преобразились системы образования, расширились границы, весь мир изменился до неузнаваемости.
Нынешний ребенок иначе общается, видит иную картинку из окна, реже слышит сказки, рассказанные мамой, вряд ли помнит хотя бы одну колыбельную. Современные дети играют в другие игры, не знают, что такое дворовые друзья
Давайте попробуем взглянуть на детство современных детей с точки зрения наиболее известных периодизаций и ответить на вопрос, чем условия, в которых происходит взросление сегодня, отличаются от тех, которые были описаны классиками психологии. На какие вызовы современного мира вынужден отвечать современный ребенок или подросток.
А если мы найдем отличия и особенности, определим вызовы, разумно будет задать следующий вопрос: насколько современный взрослый отличен от своего сверстника в начале прошлого века.
Вот эти вопросы будут освещены в рамках публичной лекции «Изменение практик развития и их последствия».
Отчет
В начале лекции обсуждались сами изменения, происходящие в современном обществе. Было показано, что возраста перестали существовать натурально, исчезли локализованные кризисы, ясно и явно заданные идеальные формы (образцы) взросления.
Катерина Николаевна подробно остановилась на периодизации З. Фрейда (0-1 год – оральная фаза; 1-3 года – анальная фаза; 3-6 года – фаллическая фаза; 6-12 лет – латентная фаза; 12-18 лет – генитальная фаза) и на ее основе провела анализ изменения психического развития современных детей. Каждая фаза, по Фрейду, характеризуется запретом-конфликтом-разрешением. В настоящее время данная структура нарушена по причине, например, искусственного вскармливания, появления памперсов, увеличения количества разводов. Исчезает ощущение усилия и как следствие, не происходит формирования полной трехкомпонентной структуры личности (Оно, Я, Сверх Я), размываются границы наступления половой зрелости. Таким образом, по мнению лектора, «сегодня мы имеем другие практики развития, и, следовательно, другой тип личности».
Далее Катерина Николаевна рассказала об исследованиях произвольного поведения, проводимых Е.О. Смирновой.
В заключение Катерина Николаевна остановилась на оптимистическом и пессимистическом прогнозах изменения развития современного общества.