Публичная лекция Татьяны Басиловой «Проблемы психического здоровья детей и взрослых с нарушением слуха»
Публичная лекция
Тема: Проблемы психического здоровья детей и взрослых с нарушением слуха
Лектор: Басилова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ
В лекции освещаются вопросы, связанные с современными исследованиями причин врожденной и приобретенной глухоты и ее социально-психологических последствий для психического развития и здоровья детей и взрослых. Представленные материалы позволят познакомиться с разными подходами к пониманию проблем глухих людей. Отношению к ним как к особому сообществу людей со своей культурой, историей и жестовой речью, аналогом национального меньшинства у слышащих людей. Или выделению глухих как отдельной группы с определенным типом нарушенного развития, страдающих тяжелым нарушением слуха, которое можно устранить с помощью современных научных достижений или сделать незаметным для окружающих. Особое внимание будет уделено описанию относительно немногочисленных современных отечественных и зарубежных исследований особенностей психического развития детей и взрослых с врожденными или рано приобретенными нарушениями слуха, проблемами их специального или интегрированного образования.
Слушатели получат возможность обрести знания, полезные не только для специалистов, работающих с неслышащими или теряющими слух людьми, но и расширить свои представления о влиянии нарушения слуха на психическое здоровье человека.
Отчет
На лекции Татьяна Александровна подробно рассказывала о современных противоречиях между сообществом глухих и стремлением общества устранить глухоту путем кохлеарной имплантации, о распространенности нарушений слуха, разной структуре первичного нарушения при глухоте, причинах нарушений слуха, проблемах детей и взрослых с врожденной и рано приобретенной глухотой.
Вначале лектор остановилась на культуре глухих и обратила внимание слушателей на то, что к сообществу глухих относятся как к культурным и языковым меньшинствам со своим национальным языком («жестовый язык»). Рассказала, что существуют университеты, в которых глухие получают образование на «жестовом языке», а в некоторых странах это право закреплено законодательно. Носителями «жестового языка» принято считать детей, которые воспитывались в семьях с глухими родителями.
В настоящее время существуют разные варианты слуховых аппаратов. Подбор правильного аппарата дает огромные возможности слабослышащим людям. При кохлеарной имплантации, в случае благоприятного исхода операции и после специальных занятий с педагогом, ребенок может быть полностью интегрирован в среду слышащих сверстников и не нуждаться в условиях специального образовательного учреждения.
Далее Татьяна Александровна сообщила, что от четырех до шести процентов населения страдает нарушением слуха разной выраженности, что составляет более 250 миллионов человек. По последним данным 1 : 2700 детей рождается глухим, 1 : 1000 детей приобретает глухоту после рождения в первые годы жизни.
Лектор рассказала о структуре первичного нарушения: врожденное нарушение или приобретенное в раннем, дошкольном, подростковом, юном, зрелом и старческом возрасте; глухота или слабослышание (нейросенсорная или кондуктивная тугоухость); стабильное или прогрессирующее (текущее) нарушение слуха; изолированное или осложненное.
Татьяна Александровна также подробно остановилась на этиологии нарушений слуха: наследственные по происхождению причины; приобретенные причины в результате заболеваний, интоксикаций и травм.
Далее лектор рассказала о реакции слышащих родителей на рождение глухого ребенка, стилях семейного воспитания и выборе родителями пути помощи своему глухому ребенку.
В заключение Татьяна Александровна рассказала об исследованиях своих студентов и аспирантов, а также о самовыражении глухих через творческую деятельность: театр пантомимы, танец и ритмику, изобразительное искусство, жестовое пение и стихи.