Международный симпозиум «Деятельностный подход в системе общего образования и подготовке педагогических кадров»
Конференция
Цель симпозиума – обсуждение широкого круга вопросов, связанных с экстраполяцией идей В.В.Давыдова на проектирование школьного обучения и психолого-педагогическую поддержку модернизации общего образования.
Проведение симпозиума позволит охарактеризовать современное состояние разработки идей деятельностного подхода в России и за рубежом, а также определить направления дальнейшего развития исследований в этом русле.
Симпозиум будет проводиться усилиями ведущих научно-исследовательских и образовательных психологических Центров России - Психологическим институтом РАО, Московским городским психолого-педагогическим университетом и их зарубежными партнерами и будет приурочен к 80-летию со дня рождения Василия Васильевича Давыдова, выдающегося ученого психолога и деятеля образования.
Направления работы симпозиума:
- Вклад научной школы В.В. Давыдова в развитие психологической науки и образования
- Теория учебной деятельности в проектировании системы общего образования
- Идеи развивающего образования в системе профессиональной подготовки учителя для новой школы
Программный комитет:
- В.В.Рубцов (председатель) – директор Психологического института Российской Академии образования, ректор Московского городского психолого-педагогического университета
- А.А.Марголис – первый проректор МГППУ
Члены программного комитета: Л.В. Берцфаи, В.П. Зинченко, В.А. Гуружапов, Б.Д. Эльконин, Л.Ф. Обухова, А.И. Адамский, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, В.С. Собкин, В.С. Лазарев, Ю.В. Громыко
Организационный комитет:
- В.В. Рубцов (председатель) – директор Психологического института Российской Академии образования, ректор Московского городского психолого-педагогического университета
- А.А. Марголис – первый проректор МГППУ
- Ю.М. Забродин – проректор по научной работе МГППУ
- Е.Н. Задорина – начальник Управления координации и планирования научно-исследовательской работы МГППУ
- М.А. Егорова – проф., декан факультета «Психология образования» МГППУ
- В.А. Гуружапов – проф., зав. Кафедрой «Педагогическая психология» МГППУ
- О.В. Савельева – доцент кафедры «Педагогическая психология» МГППУ
По итогам работы симпозиума будет подготовлен специальный выпуск журнала «Психологическая наука и образование».
Открытие симпозиума, выступление директора Психологического института РАО академика РАО В.В. Рубцова
Доклад В.П. Зинченко «Опыт думанья о думанье»
Истории, рассказанные В.П. Зинченко
Выступление С. Веджетти «Роль теории развивающего обучения В.В.Давыдова в решении задач образования»
Доклад Е.И. Исаева «Антропологические перспективы научной школы В.В.Давыдова»
Сообщение Л.Ф. Обуховой «В.В. Давыдов – ученый из научной школы П.Я. Гальперина»
Отчет
Первый день работы симпозиума проходил в стенах Психологического института РАО, директором которого был В.В.Давыдов в течение более 10 лет. Открыл симпозиум В.В.Рубцов – академик РАО, директор ПИ РАО, ректор МГППУ .
В своем выступлении В.В.Рубцов обозначил основные направления деятельности В.В.Давыдова, отражающие яркие стороны его личности, рассказал об учреждении в МГППУ стипендии им. В.В.Давыдова.
Участников симпозиума приветствовала Л.В.Берцфаи – жена и соратник В.В.Давыдова (см. фото). Она рассказала о работе В.В.Давыдова с сотрудниками его лаборатории над учебником математики, а также о его работе со своими учениками – аспирантами.
Пленарное заседание продолжили участники симпозиума со своими докладами:
- В.П. Зинченко (акад.РАО, д.психол.н., проф.) «Опыт думанья о думанье»
- С. Веджетти (профессор Первого Римского Университета «Сапиенца», Италия) «Роль теории развивающего обучения В.В.Давыдова в решении задач образования 21 века»
- В.И. Слободчиков (акад. РАО, д.психол.н., проф.), Е.И. Исаев (д.психол.н., проф.) «Антропологические перспективы научной школы В.В.Давыдова»
- Л.Ф. Обухова (член-корр. РАО, д.психол.н.,проф.) «В.В.Давыдов – ученый из научной школы П.Я.Гальперина»
- В.С. Собкин (акад.РАО, д.психол.н.,проф.) «Искусство и развитие личности»
перерыв
- В.С.Лазарев (акад. РАО, д.психол.н., проф.) «Проблема формирования умственной деятельности в теориях П.Я.Гальперина и В.В.Давыдова»
- Ю.В.Громыко (д.психол.н.,проф.,член РАЕН) «Мыследеятельностная педагогика и теория развивающего обучения В.В.Давыдова»
- Б.Д.Эльконин (д.психол.н.,проф.) «Что такое общий способ действия?»
- В.Василев (д. психол.н.,проф.Пловдивского университета, Болгария) Когнитивные схемы и рефлексивные действия в структуре учебной деятельности»
- Кудрявцев В.Т. (д.психол.н.,проф.) "Становление системы РО: от развивающего обучения - к развивающему образованию".
17 сентября работа симпозиума была продолжена в здании МГППУ, в аудитории имени В.В.Давыдова. Открывая собрание, В.А.Гуружапов рассказал об идее создания именной аудитории и возможностях ее использования в учебном процессе ВУЗа.
Работа проходила в формате круглых столов:
- «Теория и практика проектирования технологии развивающего обучения» (ведущий круглого стола – Б.Д. Эльконин)
- «Идеи развивающего образования в системе профессиональной подготовки учителя для новой школы» (ведущие круглого стола – А.А. Марголис, В.Л. Соколов)
В обсуждении вопросов, связанных с теорией и практикой проектирования технологии развивающего обучения, приняли участие авторы программ и учебно-методических пособий РО, разработчики новых технологий обучения, педагоги, психологи:
- Алексеева Л.Н., к. психол. н., зам директора НИИ ИСРОО. «Деятельность учащихся по осовению способов рефлексивной работы в учебном процессе начальной школы.
- Александрова Э.И., д. пед.н., проф. кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО (Москва) "Основные условия реализации идей равевающего образования в практике начального обучения"
- Островерх О.С., канд психол.н. Гимназия №1 «Универс»( Красноярск) "Практика развивающего обучения в школе возраста".
- Чудинова Е.В., канд психол.н. ст.н.сотр.ПИРАО (Москва) "Проблемы организации моделирования в учебной деятельности".
- Высоцкая Е.В., канд психол.н. ст.н.сотр. ПИРАО (Москва) «Подходы к построению учебного предмета: деятельностный аспект»
- Цукерман Г.А., д.психол.н., вед.н.сотр. ПИРАО (Москва) "Развитие учебной самостоятельности средствами обучения".
- Богоявленская М.Е., к.психол.н., н.с. НИИ ИСРОО, Нестеренко-Костенко И.В., к.эконом.н., н.с. НИИ ИСРОО (Москва) «Психолого-педагогическая диагностика в системе развивающего обучения: процессуальный подход»
- Соколов В.Л. к.пс.н., доцент кафедры «Педагогическая психология» МГППУ «Возможности предметной диагностики для оценки рефлексии как универсального учебного действия»
В обсуждении вопросов, связанных с реализацией идей развивающего образования в системе профессиональной подготовки учителя, приняли участие психологи, преподаватели ВУЗов, учителя РО.
С развернутыми сообщениями выступили:
- Хасан Б.И. д.психол.н., зав. каф. психологии развития СФУ (г. Красноярск) «Педагогика и психология развития в практике профессионального образования»
- Каминская М.В., докт.психол.н., РГГУ "Какая модель профессионализма лежит в основе подготовки учителя новой школы?"
- Федекин И.Н, к. псх. н, зав. кафедрой педагогики и психологии НГПИ (г. Набережные Челны) "Структура профессиональных компетенций учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения"
- Репина О.К., к. псх. н, начальник научно-исследовательского сектора НГПИ (Набережные Челны) "Требования к рефлексивно-аналитической компетентности учителя начальных классов с позиций ФГОС"
- Половкова М.В., к. психол. н., зам директора НИИ ИСРОО « Постановка и пути решения проблем педагогического профессионализма в мыследеятельностной педагогике».
- Шаталина В.В., к. психол. н., сотр. отдела изучения опыта зарубежного образования, МГППУ "Опыт наблюдений за образовательными процессами в школах Великобритании и развивающее образование"
Резолюция по итогам работы симпозиума
Большое количество участников симпозиума и разнообразие тем докладов позволяют говорить о том, что научная школа В.В.Давыдова является одной из развивающихся научных школ России и имеет высокий авторитет за рубежом. Идеи научной школы В.В.Давыдова чрезвычайно актуальны как для развития психологической науки, так и для практики современного образования. Ряд теоретических положений, выдвинутых В.В.Давыдовым, реализован в стандарте общего начального образования 2-поколения. Наиболее интенсивно ведутся фундаментальные и прикладные исследования в следующих направлениях:
- психологические основы развития высших форм сознания человека
- проектирования современных развивающих образовательных практик
- психология учебной деятельности
- психологическая поддержка внедрения стандартов общего начального образования 2-поколения
- психологическая подготовка учителя для новой школы
В работе симпозиума приняли участие педагоги, психологи, директора и сотрудники научных центров, студенты, аспиранты, учителя из московских школ, работающих по системе Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова: школа № 91, школа № 368 «Лосиный остров», гимназия № 1554, ЦО № 1481, школа № 1277, ЦО № 1804, школа «Бакалавр», гимназия № 10 г. Пушкино МО (статистическая справка об участниках симпозиума).
В течение двух дней работы симпозиума проводилась видеосъемка. Материалы видеосъемки могут быть использованы для широкого освещения мероприятия на сайтах МГППУ, а также в учебном процессе, при обучении студентов, магистров и аспирантов в МГППУ.