Вся психология в одном университете

Международный симпозиум «Деятельностный подход в системе общего образования и подготовке педагогических кадров»

Конференция

Цель симпозиума – обсуждение широкого круга вопросов, связанных с экстраполяцией идей В.В.Давыдова на проектирование  школьного обучения  и психолого-педагогическую поддержку модернизации общего образования.

Проведение симпозиума позволит охарактеризовать современное состояние разработки идей деятельностного подхода в России и за рубежом, а также определить направления дальнейшего развития исследований в этом русле.

Симпозиум  будет проводиться усилиями ведущих научно-исследовательских и образовательных психологических Центров России - Психологическим институтом РАО, Московским городским психолого-педагогическим университетом и их зарубежными партнерами и будет приурочен к 80-летию со дня рождения Василия Васильевича Давыдова, выдающегося ученого психолога и деятеля образования.

Направления работы симпозиума: 

  • Вклад научной школы В.В. Давыдова в развитие психологической науки и образования
  • Теория учебной деятельности в проектировании системы общего образования
  • Идеи развивающего образования в системе профессиональной подготовки учителя для новой школы

Программный комитет: 

  • В.В.Рубцов (председатель) – директор Психологического института  Российской Академии образования,  ректор Московского городского психолого-педагогического университета 
  • А.А.Марголис – первый проректор МГППУ

Члены программного комитета: Л.В. Берцфаи, В.П. Зинченко, В.А. Гуружапов, Б.Д. Эльконин, Л.Ф. Обухова, А.И. Адамский, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, В.С. Собкин, В.С. Лазарев, Ю.В. Громыко

Организационный комитет:

  • В.В. Рубцов (председатель) – директор Психологического института  Российской Академии образования,  ректор Московского городского психолого-педагогического университета 
  • А.А. Марголис – первый проректор МГППУ 
  • Ю.М. Забродин – проректор по научной работе МГППУ 
  • Е.Н. Задорина – начальник Управления координации и планирования научно-исследовательской работы МГППУ 
  • М.А. Егорова – проф., декан факультета «Психология образования» МГППУ 
  • В.А. Гуружапов – проф., зав. Кафедрой «Педагогическая психология» МГППУ 
  • О.В. Савельева – доцент кафедры «Педагогическая психология» МГППУ  

По итогам работы симпозиума будет подготовлен специальный выпуск журнала «Психологическая наука и образование».

Видеоотчет

Открытие симпозиума, выступление директора Психологического института РАО академика РАО В.В. Рубцова

Доклад В.П. Зинченко «Опыт думанья о думанье»

Истории, рассказанные В.П. Зинченко

Выступление С. Веджетти «Роль теории развивающего обучения В.В.Давыдова в решении задач образования»

Доклад Е.И. Исаева «Антропологические перспективы научной школы В.В.Давыдова»

Сообщение Л.Ф. Обуховой «В.В. Давыдов – ученый из научной школы П.Я. Гальперина»

Отчет

Первый день работы симпозиума проходил в стенах Психологического института РАО, директором которого был В.В.Давыдов в течение более 10 лет. Открыл симпозиум В.В.Рубцов – академик РАО, директор ПИ РАО, ректор МГППУ . 

В своем выступлении В.В.Рубцов обозначил основные направления деятельности В.В.Давыдова, отражающие яркие стороны его личности, рассказал об учреждении в МГППУ стипендии им. В.В.Давыдова. 

Участников симпозиума приветствовала Л.В.Берцфаи – жена и соратник В.В.Давыдова (см. фото).  Она рассказала о работе В.В.Давыдова с сотрудниками его лаборатории над учебником математики, а также о его работе со своими учениками – аспирантами. 

Пленарное заседание продолжили участники симпозиума со своими докладами:

  • В.П. Зинченко (акад.РАО, д.психол.н., проф.) «Опыт думанья о думанье» 
  • С. Веджетти (профессор Первого Римского Университета «Сапиенца», Италия) «Роль теории развивающего обучения В.В.Давыдова в решении задач образования 21 века» 
  • В.И. Слободчиков (акад. РАО, д.психол.н., проф.), Е.И. Исаев (д.психол.н., проф.) «Антропологические перспективы научной школы В.В.Давыдова» 
  • Л.Ф. Обухова (член-корр. РАО, д.психол.н.,проф.) «В.В.Давыдов – ученый из научной школы П.Я.Гальперина» 
  • В.С. Собкин (акад.РАО, д.психол.н.,проф.) «Искусство и развитие личности»

перерыв 

  • В.С.Лазарев (акад. РАО, д.психол.н., проф.) «Проблема формирования умственной деятельности в теориях П.Я.Гальперина и В.В.Давыдова» 
  • Ю.В.Громыко (д.психол.н.,проф.,член РАЕН) «Мыследеятельностная педагогика и теория развивающего обучения В.В.Давыдова» 
  • Б.Д.Эльконин (д.психол.н.,проф.) «Что такое общий способ действия?» 
  • В.Василев (д. психол.н.,проф.Пловдивского университета, Болгария) Когнитивные схемы и рефлексивные действия в структуре учебной деятельности» 
  • Кудрявцев В.Т. (д.психол.н.,проф.) "Становление системы РО: от развивающего обучения - к развивающему образованию". 

17 сентября работа симпозиума была продолжена  в здании МГППУ, в аудитории имени В.В.Давыдова. Открывая собрание,  В.А.Гуружапов рассказал об идее создания именной аудитории и возможностях ее использования в учебном процессе ВУЗа.

Работа проходила в формате круглых столов:

  • «Теория и практика проектирования  технологии развивающего обучения» (ведущий круглого стола – Б.Д. Эльконин) 
  • «Идеи  развивающего образования в системе профессиональной подготовки учителя для новой школы» (ведущие круглого стола – А.А. Марголис, В.Л. Соколов)

В обсуждении вопросов, связанных с теорией и практикой проектирования технологии развивающего обучения, приняли участие  авторы программ и учебно-методических пособий РО, разработчики новых технологий обучения, педагоги, психологи:

  • Алексеева Л.Н., к. психол. н.,  зам директора НИИ ИСРОО. «Деятельность учащихся по осовению способов рефлексивной работы в учебном процессе начальной школы. 
  • Александрова Э.И., д. пед.н., проф. кафедры начального и  дошкольного  образования  АПК и ППРО (Москва) "Основные условия реализации идей равевающего образования в практике начального обучения" 
  • Островерх О.С., канд психол.н. Гимназия №1 «Универс»( Красноярск) "Практика развивающего обучения в школе возраста". 
  • Чудинова Е.В., канд психол.н. ст.н.сотр.ПИРАО (Москва) "Проблемы организации моделирования в учебной деятельности". 
  • Высоцкая Е.В., канд психол.н. ст.н.сотр. ПИРАО (Москва) «Подходы к построению учебного предмета: деятельностный аспект» 
  • Цукерман Г.А., д.психол.н., вед.н.сотр. ПИРАО (Москва) "Развитие учебной самостоятельности средствами обучения". 
  • Богоявленская М.Е., к.психол.н., н.с. НИИ ИСРОО, Нестеренко-Костенко И.В., к.эконом.н., н.с. НИИ ИСРОО (Москва) «Психолого-педагогическая диагностика в системе развивающего обучения: процессуальный подход» 
  • Соколов В.Л. к.пс.н., доцент кафедры «Педагогическая психология» МГППУ «Возможности предметной диагностики для оценки  рефлексии как универсального учебного действия» 

В обсуждении вопросов, связанных с реализацией идей развивающего образования в системе профессиональной подготовки учителя, приняли участие психологи, преподаватели ВУЗов, учителя РО.

С развернутыми сообщениями выступили:

  • Хасан Б.И. д.психол.н., зав. каф. психологии развития СФУ (г. Красноярск) «Педагогика и психология  развития  в практике профессионального образования» 
  • Каминская М.В., докт.психол.н., РГГУ "Какая модель профессионализма лежит в основе подготовки учителя новой школы?"
  • Федекин И.Н, к. псх. н, зав. кафедрой педагогики и психологии НГПИ (г. Набережные Челны) "Структура профессиональных компетенций учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения" 
  • Репина О.К., к. псх. н, начальник научно-исследовательского сектора НГПИ (Набережные Челны) "Требования к рефлексивно-аналитической компетентности учителя начальных классов с позиций ФГОС" 
  • Половкова М.В., к. психол. н.,  зам директора НИИ ИСРОО « Постановка и пути решения проблем педагогического профессионализма в мыследеятельностной педагогике». 
  • Шаталина В.В., к. психол. н., сотр. отдела изучения опыта зарубежного образования, МГППУ "Опыт наблюдений за образовательными процессами  в школах Великобритании и развивающее образование"

Резолюция по итогам работы симпозиума

Большое количество участников симпозиума и разнообразие тем докладов позволяют говорить о том, что научная школа В.В.Давыдова является одной из развивающихся научных школ России и имеет высокий авторитет за рубежом. Идеи научной школы В.В.Давыдова чрезвычайно актуальны как для развития психологической науки, так и для практики современного образования. Ряд теоретических положений, выдвинутых В.В.Давыдовым,  реализован в стандарте общего начального образования 2-поколения. Наиболее интенсивно ведутся  фундаментальные и прикладные исследования  в следующих направлениях:

  • психологические основы развития высших форм сознания человека 
  • проектирования современных развивающих образовательных практик
  • психология учебной деятельности
  • психологическая поддержка внедрения стандартов общего начального образования 2-поколения
  • психологическая подготовка учителя для новой школы

В работе симпозиума приняли участие  педагоги, психологи, директора и сотрудники научных центров, студенты, аспиранты, учителя из московских школ, работающих по системе Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова: школа № 91, школа № 368 «Лосиный остров», гимназия № 1554, ЦО № 1481, школа № 1277, ЦО № 1804, школа «Бакалавр», гимназия № 10 г. Пушкино МО (статистическая справка об участниках симпозиума). 

В течение двух дней работы симпозиума проводилась видеосъемка. Материалы видеосъемки могут быть использованы для широкого освещения мероприятия  на сайтах МГППУ, а также в учебном процессе,  при обучении  студентов, магистров и аспирантов в МГППУ.