Лекция Елены Григоренко «Аврора – психологическая батарея методик для идентификации одаренности»
Публичная лекция
Тема: Аврора – психологическая батарея методик для идентификации одаренности
Лектор: Елена Леонидовна Григоренко, доцент кафедры психологии образования и педагогики МГУ имени М.В. Ломоносова и профессор Центра Ребенка Йэльского университета (США)
В докладе Е.Л. Григоренко была представлена новая многопрофильная диагностическая батарея методик Аврора, предназначенная для оценки уровня развития аналитических, творческих и практических способностей детей и разработанная на основе теории успешного интеллекта Роберта Стернберга. Методологически, подход, лежащий в основе проекта предполагает использование множественных информаторов (учителей, родителей и самого ребенка), разные типы оценивания (тесты, произвольные задания, интервью, опросники и самоотчет), а также различные варианты заданий (со множественным выбором, с коротким ответом и открытые). В докладе рассматривались структура, отдельные модули и примеры конкретных заданий Авроры. Эта батарея методик состоит из пяти модулей: групповых тестов, структурированного интервью для родителей, оценочной шкалы для учителей, модуля индивидуального тестирования и наблюдения, а также опросника для детей.
В настоящее время проект Аврора помимо США реализуется в девяти странах мира: Великобритании, России, Испании, Саудовской Аравии, Израиле, Греции, Словакии, Португалии и Голландии. Общая выборка детей составляет около 15000. В этой связи обсуждались вопросы международного сотрудничества и возможности использования сети Интернет при получении и обработке данных (в том числе и экспертных). Приводились психометрические характеристики субтестов, анализировались полученные эмпирические результаты для ряда национальных выборок (США, Великобритания, России). Поднимались дискуссионные вопросы, связанные с проблемами диагностики детской одаренности, с разработкой многопрофильной диагностической батареи методик, а также перспективы дальнейшего развития проекта Аврора.
Теоретическая основа проекта Аврора и соответствующие эмпирические данные были опубликованы на нескольких языках, в том числе и по-русски (С.А. Корнилов, М. Тан, Д.Д. Хименко, Е.С. Фролова, М.Г. Мокринский. Р. Дж. Стернберг, Е.Л. Григоренко «Проект Аврора: Комплексная диагностика детской одаренности», Психология, Журнал Высшей школы экономики, 2009, Т.6, № 3, С. 117–125).