Семинар «Оценка качества дошкольного образования в США»
Семинар
В обсуждении вопроса приняли участие Е.Г. Юдина (кандидат психологических наук, заведующая лабораторией психологических проблем подготовки педагогов МГППУ), Т.В. Ахутина (профессор, заведующая лабораторией исследования трудностей в обучении МГППУ), Е.О. Смирнова (профессор, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ), Л.Ф. Обухова (профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ), И.А. Бурлакова (кандидат психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ) и сотрудники других образовательных и научных подразделений университета.
Е.В.Бодрова рассказала о том, что в настоящее время в США нет единой системы дошкольного образования, образовательная программа зависит от штата, при этом существуют три крупные программы:
- «The Head Start Program» и дневные центры по присмотру за детьми («Day care») для детей трех лет;
- «Preschool education» (для детей четырех лет), где группы располагаются в образовательном учреждении, в пять лет дети поступают в «kindergarten».
С начала 2000-х годоп была развернута федеральная инициатива, а затем и разработана федеральная образовательная программа США «Reading first». Одним из следствий этих процессов стала потребность в измерении результатов развивающих программ с учетом направления этой федеральной инициативы, что привело к разработке идеи стандартизации с одной стороны и оценки качества образования – с другой.
В настоящее время широко распространены следующие инструменты оценки развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях США: «Early Childhood Environment Rating Scale» (ECERS) и «Early Language and Literacy Classroom Observation» (ELLCO).
В первом случае наблюдатели оценивают развивающую среду. Метод включает в себя минимальные нормы по организации пространства и различных зон (игра, музыка, искусство и т.д.).
Во втором случае особое внимание уделяется речевому развитию детей и организации этой среды, доступности книг для детей.
Дополнительно наблюдатели оценивают взаимодействие ребенок-взрослый, в последнее время уделяется внимание и взаимодействию ребенок-ребенок. В основном при диагностике готовности к школе наибольшее внимание уделяется грамотности и акцентам, определяемым каждым отдельным штатом.
Е.В. Бодрова совместно с Д. Леонг (D. Leong) разработали развивающую программу «Tools of the Mind» (Денвер, штат Колорадо), опираясь на культурно-историческую психологию Л.С.Выготского, идею зоны ближайшего развития, и идею скаффолдинга Дж. Брунера и его коллег.
На семинаре Е.В.Бодрова продемонстрировала методическое пособие, с которым тренер приходит к воспитателю в группу. На интернет-планшете iPad можно выбрать отдельную развивающую программу, например, карточки Эльконина по развитию фонематического анализа. По каждой программе представлены следующие методические материалы: видеозапись развивающего занятия с детьми, видеозапись тренинга воспитателей, описание занятия, описание соответствующего раздела развивающей программы, нормативные документы, – что позволяет воспитателю в интерактивном режиме получить всю необходимую информацию по организации занятия.
Участники дискуссии нашли много общего в трудностях и тенденциях изменения системы дошкольного образования в России и США.