Лекция «Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: концепция, иннова-ционные технологии»
Публичная лекция
Тематическое направление: «Основные проблемы психологического сопровождения семьи с проблемными и приемными детьми»
Лекторы:
- Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Психолого-социальные проблемы профилактики безнадзорности и сиротства» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ
- Владимирова Наталья Владленовна, старший научный сотрудник лаборатории «Психолого-социальные проблемы профилактики безнадзорности и сиротства» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ
Лекция посвящена важнейшей социальной проблеме: созданию системы психологического сопровождения семьи, воспитывающей приемного ребенка. Актуальность этой темы связана с тем, что в настоящее время в российских замещающих семьях воспитывается около 80% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствие научно обоснованной концепции и технологий их психологического сопровождения стало одной из причин хаоса, который наблюдается сегодня при его организации и осуществлении.
В лекции представлена авторская концепция психологического сопровождения замещающей семьи, которая разработана на основании результатов многолетнего междисциплинарного многоаспектного эмпирического исследования становления и развития семьи с приемным ребенком и практики психологической помощи различным субъектам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. В ней учтены специфика и динамика процессов становления и развития семейной системы, интегрирующей ребенка с депривационными нарушениями в развитии, а так же особенности ее социальных контекстов. С позиции интегративного подхода обосновываются задачи, которые должна решать семья в процессе осуществления замещающей семейной заботы, даются характеристики “достаточно” и “недостаточно” ресурсных семей для приема ребенка, рассмотрены изменения, которые происходят в семейной системе в динамике осуществления приема в течение 7 лет. Раскрывается суть «экологического» и «континуального» направлений в психологическом сопровождении замещающей семьи. В рамках каждого направления выделяются его мишени и субъекты помощи. Представлены этапы сопровождения и задачи, которые стоят перед специалистами. Приведены основные характеристики и стратегии сопровождения, инновационная модель его организации. Представлены наиболее эффективные технологии сопровождения на различных этапах осуществления замещающей семейной заботы (поиск ресурсной семьи для ребенка, подбор семьи и ребенка, подготовка семьи и ребенка к замещающей семейной заботе, социально – психологический патронаж). Слушатели знакомятся с новыми методами психологической помощи замещающим семьям, которые были освоены лектором в рамках стажировки в Великобритании в Центрах Анны Фрейд, «Лечебной фостерской опеки», Британской ассоциации усыновления и фостеринга.
Лекция предназначена для специалистов, занятых в сфере помощи детям, оставшимся без попечения родителей, их биологическим и замещающим семьям.
Отчет
Вероника Нисоновна представила авторскую концепцию психологического сопровождения замещающей семьи.
Теоретико-методологическим основаниями концепции является системный подход, теории и концепции, объясняющие причины формирования нарушений в развитии у детей в условиях материнской и других видов депривации, отечественные теории развития в рамках культурно-исторического подхода, концепции активизации личностного потенциала.
Эмпирическими основаниями концепции стали результаты многолетнего динамического исследования становления и развития семейной системы с приемным ребенком, особенностей «замещающего родительства», формирования взаимной идентификации в замещающей семье, последствий отказа семьи от воспитания приемного ребенка, мониторинга отношения Российского общества к замещающей семейной заботе и детям-сиротам и т.д.
Замещающая семья в рамках концепции рассматривается как:
- особый тип семейной системы
- результат объединения базисной семьи и ребенка, оставшегося без попечения, в единое целое
- система обладающая собственными закономерностями становления и развития
- система, испытывающая влияние различных уровней «жизненной среды» и сама оказывающая реструктуризирующее воздействие на них
- «психологическая среда» для развития ребенка
- механизм компенсации у приемного ребенка нарушений социализации
В психологическом сопровождении замещающей семьи В.Н. Ослон выделяет 2 направления: «экологическое» и «континуальное». В рамках 1-го направления мишенями психологического сопровождения становятся: психологическая готовность общества к принятию ценности замещающей семейной заботы, создание «поддерживающей среды» в территории проживания семьи, привлечение «достаточно ресурсных» семей к приему ребенка, актуализация ресурсов ближайшего окружения семьи, системные изменения в самой семье депривационные нарушения в развитии ребенка и т.д. В рамках 2-го - потребности семьи и ребенка-сироты в семейном жизнеустройстве, готовность к приему, эффективность замещающей семейной заботы, а также завершение ситуации травмы, создание поддерживающей сети для ребенка в ситуации неудачного семейного жизнеустройства. Сопровождение осуществляется на основных этапах приема: подбора, подготовки семьи и ребенка к приему, в континууме приема в соответствии с выделенными автором закономерностями становления и развития семьи в качестве замещающей, при выходе приемного ребенка из семьи.
В соответствии с потребностями и состоянием базовой семьи и ребенка – сироты выделяются различные уровни их подготовки к приему (базовый, основной, терапевтический), а также уровни сопровождения уже существующих замещающих семей (общий, кризисный, экстренный). Раскрыты содержание, технологии работы с семьями и детьми на данных уровнях. Представлена авторская организационная модель Московской службы сопровождения замещающей семьи, в рамках которой должно быть организована психологическая помощь семьям, воспитывающим приемных детей.
В завершение лекции выступила Н.В. Владимирова. Она рассказала о конкретных техниках реабилитации приемных детей, подвергшихся жестокому обращению или сексуальному насилию. Был обозначен круг проблем, с которыми может встретиться замещающая семья, приняв такого ребенка, и представлены методы работы по их преодолению.