Лекция «Теоретические и практические вопросы межкультурной коммуникации: современные тенденции»
Публичная лекция
Тематическое направление: «Актуальные вопросы этнопсихологии и межкультурной коммуникации»
Лекторы:
- Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» факультета «Социальная психология» МГППУ;
- Чибисова Марина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» факультета «Социальная психология» МГППУ.
Лекция посвящена основным тенденциям развития прикладной межкультурной коммуникации как междисциплинарному направлению, ведущей структурирующей организацией которого является Общество Межкультурного Образования, Обучения и Исследований (SIETAR), объединяющее как профессионалов, так и тех, кто ещё учится работать в сфере межкультурной коммуникации. Материалы лекции включают информацию, полученную лекторами, участниками Всемирного конгресса SIETAR,проходившего в Испании (Гранада - 22. 10.2008 по 25.10.008), который был посвящен теме "Как глобализация влияет на культуры и как культуры формируют глобализацию" (How globalisation affects cultures and how cultures shape globalisation).
Лекция состоит из пяти частей:
- Общая информация об Обществе Межкультурного Образования, Обучения и Исследований (SIETAR) а также специфике сообщества специалистов в области межкультурной коммуникации.
- Основные тренды современной межкультурной коммуникации. Здесь будет идти речь в первую очередь о тенденции использования конструктивистсткой методологии, отходе от моделей, основанных на измерениях культуры и стремлении к построению более плюралистичных и индивидуализированных моделей. Также будет обращено внимание на такие подходы как «построение третьей культуры» (Third-cultural building), управление разнообразием и пр.
- Критика традиционных подходов. Здесь будут рассмотрены примеры критического осмысления традиционных подходов к решению проблем, связанных с межкультурной коммуникацией, таких как теория культурного шока, «осознание культуры» (cultural awareness) как основа межкультурной компетентности и пр.
- Проблемы межкультурного обучения. Здесь будет представлена позиция ведущих специалистов в данной области М.Беннета и М.Пейджа, мастер-класс которых был посвящен истории и текущим исследованиям в области межкультурного обучения.
- Межкультурная компетентность учителей. Здесь будет представлен опыт центра межкультурной коммуникации Университета Британской Колумбии (Канада) в области подготовки педагогов к работе в ситуации культурного разнообразия.
Смотреть лекцию:
Отчет
Лекция началась с практического задания, направленного на актуализацию межкультурных различий у слушателей на примере наших представлений об учителе, ученике и обучении. Этот метод широко используется в начале работы по налаживанию межкультурной коммуникации, например, подобные техники применяются тьютерами в Университете Британской Колумбии в работе с иностранными студентами.
Лекторы раскрыли основные направления работы специалистов в области межкультурной коммуникации:
- межкультурная коммуникация в бизнесе: проведение тренингов, консалтинг, коучинг а также преподавание в бизнес-школах
- межкультурная коммуникация в образовании:
- обучение иностранным языкам
- сопровождение иностранных студентов и работа с их педагогами
- образовательные программы для школьников и студентов («лидерство в глобальном мире», «разнообразие» и пр.)
- межкультурная коммуникация и наука: проведение совместных исследований (преимущественно психологи, филологи и специалисты в области менеджмента)
- межкультурная коммуникация в социальных проектах.
Олег Евгеньевич и Марина Юрьевна рассказали об Обществе Межкультурного Образования, Обучения и Исследований (SIETAR), истории его создания и структуре.
Также в лекции были представлены основные тренды современной межкультурной коммуникации, была рассмотрена модель построения «третей культуры» и проблемы межкультурного обучения. Здесь была описана позиция ведущих специалистов в области межкультурного обучения - М.Беннета и М.Пейджа; были рассмотрены и факторы, содействующие межкультурному обучению:
- изучение языка принимающей культуры, интенсивное общение на данном языке
- общение с другими студентами, приехавшими на обучение или стажировку, и вместе с тем интенсивное взаимодействие с носителями принимающей культуры
- организация рефлексии полученного межкультурного опыта
- более длительный период стажировки
- программа межкультурной подготовки, предваряющая стажировку
- мониторинг межкультурной компетентности на месте стажировки
- погружение в принимающую культуру
- ознакомление с теоретическими подходами в области межкультурной компетентности
Также на лекции поднимался вопрос о межкультурной компетенции. Лекторы раскрыли понятия того, что значит межкультурно компетентная организация, и условия достижения высокого уровня межкультурной компетентности в организации.