Лекция «Терапия последствий детских травм, депривации и насилия как профилактика аддиктивного поведения»
Публичная лекция
Тематическое направление: «Новое в коррекционно-развивающей работе и немедицинской психотерапии»
Лектор: Барцалкина Виктория Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, зав. лабораторией «Медико-психологическая реабилитация» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ.
В лекции освещаются вопросы, связанные с природой аддиктивного (зависимого) поведения и ролью ранней психологической травмы в его формировании. Материалы сообщения дают представления об общих стратегиях работы с зависимыми детьми и взрослыми. Особое внимание будет уделено уникальной теоретической и терапевтической модели, разрабатываемой профессором Мэрилин Мюррей (США) на основании ее собственного терапевтического опыта и обширной работы с широким кругом клиентов. «Метод Мюррей» даёт ясное и логичное объяснение последствий детских травматических переживаний, приводящих к формированию различных форм аддиктивного поведения. Предлагаемый метод рекомендуется для проведения индивидуальной и семейной терапии.
На лекции слушатели получат возможность обрести знания, необходимые для работы с широким диапазоном созависимых клиентов, групп, семей.
Отчет
Виктория Васильевна представила метод Мэрилин Мюррей (США) и проиллюстрировала его применение в терапевтической работе.
Теоретическая концепция данного метода основана на психоаналитической традиции. Основная единица анализа – эмоциональное страдание. Травмирующее, оскорбительное или пренебрежительное поведение родителей может разрушать четыре основных аспекта жизни ребёнка: чувства, самооценку, человеческие взаимоотношения и заботу о себе.
Одно из ключевых понятий – субличность «Естественный Ребенок». Он обладает интеллектом, талантами, творческими способностями, особенностями личности и внешности, способен испытывать все чувства. Под влиянием негативных внешних воздействий, таких как травма, оскорбление, пренебрежение, болезнь и т.д., целостность «Естественного Ребёнка» разрушается. Появляется ещё одна субличность – «Плачущий Ребёнок».
В «Плачущем Ребенке» содержатся только болезненные чувства: грусть, страх, обида, злость, одиночество, беспомощность. Для защиты «Плачущего Ребенка» «Естественный Ребёнок» создаёт «Контролирующего Ребенка». Это врожденный защитный механизм. «Контролирующий ребёнок» будет использовать все средства, чтобы избавиться от эмоциональной боли. К числу самых распространенных защит, используемых «Контролирующим Ребенком», относятся:
- репрессия и обезболивание: едой, алкоголем, наркотиками, медикаментами, сексом, табаком;
- отвлечение: школа, работа, религия, спорт, музыка, телевизор, компьютер, навязчивая забота о других, азартные игры, постоянная занятость.
В качестве защитного механизма «Контролирующий Ребенок» должен использоваться как временная помощь для снижения боли во время стресса. Если защита используется постоянно, это может приводить к развитию патологических пристрастий, формируя различные виды зависимостей. Кроме того, могут возникать нездоровые сочетания «Плачущего Ребенка» и «Контролирующего ребенка». Это происходит тогда, когда нужды «Плачущего ребёнка» не удовлетворяются, и «Контролирующий ребёнок» теряет возможность сдерживать (подавлять) боль «Плачущего ребёнка», в результате чего формируются такие субличности, как:
- «Разгневанный Бунтующий Ребенок» – открыто враждебный и агрессивный по отношению к другим;
- «Упрямый Эгоистичный Ребенок» – пассивно-агрессивный, манипулятор, интриган, ведет себя уклончиво, мстит.
Общие черты этих двух субличностей:
- безрассудность
- склонность к оправданию себя и обвинению других
- делают только то, что им хочется, даже если знают, что эти действия принесут вред им самим и/или другим людям
- нежелание смотреть на последствия своих действий и отказ нести за них ответственность
- являясь жертвой, становятся обидчиками (по отношению к себе и/или окружающим)
Любая из этих двух субличностей, так или иначе, разрушает целостность личности.
Во взрослом возрасте это может привести к:
- формированию зависимого поведения
- узкому диапазону эмоций
- депрессии, склонности к суициду
- демонстративному поведению
- снятию с себя ответственности и т.д.
Цель терапии – «Здоровая Уравновешенная Личность». Это интегрированный, гармоничный человек: разумный, рассудительный, ответственный, но в то же время глубоко соединенный с чувствами. «Здоровая Уравновешенная Личность» - сбалансированное, здоровое сочетание «Естественного Ребенка» совместно с положительными, сильными качествами «Плачущего Ребенка» и «Контролирующего Ребенка».