Вся психология в одном университете

Семинар «От младшего школьника к подростку в 1960-е и 2010-е»

Семинар

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Московский городской психолого-педагогический университет приглашают вас принять участие в работе постоянного семинара «Современное детство: теория и практика».

Тема ближайшего семинара: «От младшего школьника к подростку в 1960-е и 2010-е»

Время и место проведения семинара: 24 марта 2016 г., 18.00, Москва, Потаповский переулок, д. 16 стр.10, аудитория 104, Институт образования НИУ ВШЭ.

Сайт семинара: modernchildhood.ru

Обязательна предварительная регистрация по e-mail: modernchildhood@mail.ru.

Программа семинара:

Введение в проблематику - д.п.н., проф. К.Н.Поливанова

Трансформации детства: опыт включенного наблюдения в 1960-е и сегодня - научный сотрудник, к.п.н А.К. Нисская; научный сотрудник, к.п.н. А.А. Бочавер

В 1967 году Д.Б.Эльконин и Т.В.Драгунова с коллегами провели исследование, посвященное особенностям перехода ребенка от младшего школьного возраста к подростковому. На материале данных включенного наблюдения за пятиклассниками авторы исследовали становление чувства взрослости, изменения отношений со сверстниками и взрослыми, трансформации учебной мотивации у школьников. Наша команда реализует “ремейк” этого проекта, проводя аналогичное включенное наблюдение за пятиклассниками. Основных целей три: (1) описать, как происходит взросление у современных пятиклассников; (2) произвести сравнение с результатами Д.Б. Эльконина и Т.В.Драгуновой, чтобы показать динамику изменения взросления  с интервалом в 60 лет; (3) реанимировать метод наблюдения в психологических исследованиях. Данный проект сейчас находится на стадии реализации, и мы будем рады инициировать обсуждение ожиданий и предположений касательно результатов, а также нюансов их обработки и описания. Мы также хотели бы собрать предложения по имеющимся исследованиям, которые “заслуживают” повторения.

Раз наука, два наука, три наука - как нам исследовать детство? - доц., к.ф.н. П.А. Сафронов

Научный интерес к детству - современник “молодых” наук: психологии, антропологии, социологии. Развитие перечисленных дисциплин сильно зависело и зависит от подражания канонам строгости точных и естественных наук. Часто оправданное само по себе такое методологическое подражание не позволяет уловить ткань повседневного производства детства, превращает его в что-то уже понятное. Но с современным детством многое непонятно - начиная с того, как определить его временные и символические границы. Этим обуславливается необходимость удержания перспективы качественного исследования детства. Какой может быть методология качественного исследования современного детства? Какие научные дисциплины и подходы участвуют в ее формировании? Каковы ограничения существующих подходов? Таков краткий перечень вопросов, который будут обсуждены в выступлении.

Теория большого взрыва: исследование цифровых следов в социальных сетях - аналитик Центра исследования современного детства Королева Д.О.

Говоря о сегодняшних исследованиях подростков, нельзя не учитывать их активную социальную жизнь в соцсетях. Если в начале появления социальные сети изучались как отдельное дополнительное пространство общения, самопрезентации и т.д., то сейчас в силу развития мобильных технологий непосредственное общение и опосредованное представляют собой единое пространство, а респонденты-подростки с трудом разделяют их в своих ответах. Однако, как должны изучаться цифровые следы пользователей - большой методологический вопрос. В рамках “ремейка” включенного наблюдения за пятиклассниками группа исследователей “Центра современного детства” пробует новые методы анализа  профилей подростков в социальных сетях. В рамках семинара будет представлен дизайн данного исследования, для проведения которого в настоящий момент формируется команда волонтеров. После семинара будет возможность записаться в команду. Это может стать темой курсовой или дипломной работой.

Общее обсуждение: что мы видим и что узнаем? А если что-то знаем, то что это значит.