«"Навыковый" подход к профилактике социальных рисков детства в сфере образования и социальной защиты. Финляндия – Россия»
Новость
11 марта в рамках регулярного научно-методического семинара факультета "Юридическая психология" МГППУ состоялся международный семинар «"Навыковый" подход к профилактике социальных рисков детства в сфере образования и социальной защиты. Финляндия – Россия».
Ключевым спикером семинара был доктор Бен Фурман (Ben Furman, www.benfurman.com), психотерапевт, содиректор Института краткосрочной терапии г. Хельсинки (Финляндия), автор известного во всем мире метода формирования социальных навыков у детей Kids’Skills. В первой части семинара, которая называлась Практики счастливого детства, Бен Фурман представил свою авторскую программу Skilful class ("Умелый Класс"), игровую методику формирования навыков у учащихся начальных классов, основанную на 15-шаговом алгоритме Kids’Skills (www.kidsskills.org).
Во второй части семинара участники экспериментально-исследовательской программы МГППУ "Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей" представили опыт и результаты экспериментальной апробации и внедрения технологии "Умелый класс" в регионах РФ. В частности, наибольший интерес вызвал рассказ Натальи Владимировны Бригадиренко, координатора методической площадки программы в Саратовской области, педагога-психолога, заместителя директора МОУ "Музыкально-эстетический лицей имени Альфреда Гарриевича Шнитке"; руководителя Ресурсного центра "Одаренные дети» г. Энгельса об уникальном опыте внедрения и вовлечения в программу 17 площадок Энгельсского района. В этих школах "Умелый класс" модифицирован для дистанционного формата и средних и старших классов.
В третьей части семинара состоялся фидбэк, на котором Бен Фурман отвечал на вопросы слушателей, касающиеся привлечения администрации, специалистов и родителей к реализации "навыкового" подхода.
В организации и проведении данного семинара принимали участие представители Студенческого научного общества (СНО МГППУ) Ксения Койкова, координатор программы "Умелый класс" в России (2020-2021 гг.) и Ева Дыденкова, магистрантка факультета юридической психологии МГППУ. Всего в проекте приняло участие в качестве волонтеров и кураторов экспериментальных площадок более 30 студентов МГППУ.
Программа Skilful Class и ее российская версия "Умелый класс" основной упор делает на особую форму организации отношений между одноклассниками, изменение отношения учителя и родителей к проблемам детей в процессе коллективной игровой деятельности по формированию базовых школьных и индивидуальных социальных навыков у детей.
Технология "Умелый класс" получила экспертную оценку как практика с доказанной эффективностью в рамках проектов МГППУ, реализуемых в 2019-21 гг в 6 регионах (в Москве в 2019 году при поддержке Департамента образования и науки г.Москвы).
На семинаре командой МГППУ были представлены данные по результатам исследования эффективности технологии "Умелый класс". Например, были получены статистически значимые показатели сформированности и динамики осваиваемых детьми навыков и других параметров, важных для снижения факторов риска девиантного поведения. Технология может служить инструментом ранней профилактики социальных рисков детства, возникающих в дошкольном и младшем школьном возрасте (школьной дезадаптации, эмоциональных и поведенческих проблем, девиаций, нарушений системы отношений: остракизма, школьного буллинга, конфликтов).
Подтвержден антибуллинговый эффект программы «Умелый класс», так как она работает с поведенческими паттернами: это помогает предотвратить прямой буллинг, характерный для младшей школы (обзывательства, порчу вещей и др.) через тренировку навыков, которые помогают общаться в ненасильственном и уважительном ключе. Работа с навыками помогает школьникам, которые могут быть вовлечены в буллинг в качестве зачинщиков или подвергающихся буллингу из-за недостатка социальных навыков. Одновременно программа дает возможность сформировать отношения внутри коллектива, основанные на поддержке сильных сторон каждого ученика.
Результаты эксперимента показывают, что в классах, где применялась методика "Умелый класс" значимо выросли показатели учебной активности. Ни в одном из классов и групп в процессе проведения апробации программ и после не было установлено фактов буллинга. Анкетирование учителей выявило значимое повышение показателей удовлетворенности всеми сферами отношений, особенно отношений с родителями учеников, и работой в целом. На втором этапе апробации установлено, что позитивные изменения самооценки «общеклассных» навыков являются наиболее выраженными при применении программы на втором году школьного обучения; у детей, участвующих в программе, увеличилась продуктивность совместной деятельности; снизилось количество детей, имевших низкие социометрические статусы. Аналогичные результаты по динамике навыков были получены и в Китае, о чем Бен Фурман рассказал в своем выступлении.
МГППУ продолжает работу по внедрению технологии "Умелый класс" и приглашает новых участников присоединиться к нашим проектам. Мы осуществляем обучение учителей и других специалистов, предоставляем методическое обеспечение программы "Умелый класс", сопровождение и супервизию внедрения программы. Заявки на участие в программе можно отправлять по адресу ekosistemadetstva@gmail.com или через регистрационную форму.
Руководство, специалисты и студенты МГППУ, а также участники программы "Умелый класс" из регионов России и слушатели этого семинара (представители системы образования, соцзащиты, НКО и пр.) сердечно благодарят Бена Фурмана и Хельсинкский Институт краткосрочной терапии за плодотворное сотрудничество и возможность развивать технологии навыкового подхода как основу системы профилактики социальных рисков детства.
Р.В. Чиркина, руководитель программы, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ, chirkinarv@mgppu.ru
Публикации о программе "Умелый класс":
- Чиркина Р.В., Бойкина Е.Э., Койкова К.С., Бригадиренко Н.В., Стратийчук Е.В., Тишкова Ю.В., Чеботарев И.В. Оценка профилактического потенциала технологии «Умелый класс» в формировании социально значимых навыков у детей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 93–110. doi:10.17759/psylaw.2020100407
- Сетевой журнал «Вестник практической психологии образования/ Bulletin of practical psychology of education», №№ 3 и 4 за 2021 г. Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Освоить более глубокий уровень овладения технологий профилактики социальных рисков детства можно в рамках магистерских программ факультета "Юридическая психология":
- направление подготовки 44.04.02 “Психолого-педагогическое образование”: магистерские программы «Доказательное проектирование и оценка программ в области управления социальными рисками в сфере детства» и «Восстановительный подход и медиативные технологии в образовании и системе профилактики социальных рисков»
- направление подготовки 37.04.01 “Психология”: магистерская программа "Юридическая психология и детство: экспертиза, сопровождение, профилактика“