Галина Семья обсудила реализацию проекта «Подростки России» в Общественной палате РФ
Новость
В Общественной палате РФ состоялось первое заседание Экспертного совета проекта «Подростки России», реализуемого в рамках одноименной стратегической программы, инициированной Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка. Участники обозначили наиболее актуальные проблемы в работе с данной категорией несовершеннолетних, обменялись мнениями и предложениями о содержательном наполнении мероприятий проекта и ходе его реализации.
Доктор психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Галина Семья назвала основные характеристики подросткового возраста и рассказала об особенностях, свойственных молодому поколению сегодня. При этом она заметила, что в настоящий момент нет ни одного крупного исследования, содержащего подробный и ясный портрет современного подростка.
Галина Семья напомнила о мероприятиях, которые проходят в стране в рамках Десятилетия детства, и призвала соотносить их с планом событий проекта «Подростки России». Она отдельно отметила значимость расширения механизмов вовлечения детей в принятие решений, затрагивающих их интересы.
Также эксперт представила участникам результаты исследования, нацеленного на оценку субъективного благополучия подростка в Российской Федерации, заметив, что в данном случае речь идет в основном о детях социально уязвимых категорий: дети с ОВЗ, дети-мигранты, имеющие проблемы с законом, проживающие в арктических территориях и другие. Согласно озвученным данным на первые места субъективного благополучия у таких ребят выходят позитивные отношения между учеником и учителем, витальный комфорт, физическая активность и совместная деятельность с родителями. К низким показателям отнесено знание своих прав.
Галина Семья предложила обратить на это внимание, отметив, что о правах нужно говорить наравне с обязанностями. Подчеркнув острую нехватку исследований по заявленной теме, она призвала провести оценку проблем подростка методом «360 градусов» – организовать комплексные опросы всего окружения подростков, включая родителей, педагогов, специалистов, самих детей. При этом следует активнее подключать к этой деятельности несовершеннолетних, в том числе из Детских общественных советов при уполномоченных: «Нужно расширять их участие, привлекать к разработке анкет, чтобы они организовали опрос среди сверстников, родителей, учителей. А главное – привлечь их к экспертизе, чтобы они посмотрели на результаты своими глазами».