Вся психология в одном университете

Научно-практическая конференция «Одаренные дети – достояние Москвы»

Новость

Images_1

Images_1

21 февраля прошла первая в истории МГППУ конференция «Одаренные дети – достояние Москвы», организованная Университетским округом.

С приветственным словом обратился к участникам конференции Виталий Владимирович Рубцов, ректор МГППУ, д.пс.н., академик, действительный член РАО, Президент Федерации психологов образования России (ФОПР), открывая пленарное заседание. Он поздравил всех присутствующих с первой, в рамках Университетского округа МГППУ, конференцией и представил гостей. На заседании присутствовали: Евгений Абрамович Бунимович, Депутат городской Думы, Председатель комиссии по науки и образованию, Николай Александрович Юренко, помощник Директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования.

 

В своем выступлении ректор познакомил с основными направлениями развития Университетского округа и науки в целом. Университетский округ, прежде всего это интеграция науки – образования – практики на базе научно-образовательный комплекса "Психология". Работа осуществляется по направлениям, обеспечивающим инновационный характер интеграции науки и образования на базе развивающейся образовательной практики:

  • социально-психологическое сопровождение одаренных детей;

  • коррекция, психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением;

  • психологическая служба в системе профессионального образования города Москвы;

  • образование и психолого-медико-социальная поддержка инвалидов;

  • духовно-эстетическое просвещение молодежи;

  • осуществление непрерывного психолого-педагогического образования (довузовское обучение, повышение квалификации, послевузовское образование).

В настоящее время в условиях мегаполиса на базе университетского округа отрабатываются принципиально новые модели комплексной психологической службы образовательных учреждений различных типов и видов, модели комплексной психолого-медико-социальной помощи (в том числе в рамках Школ здоровья), а также межведомственная модель региональной психологической службы, объединяющая деятельность психологических служб различных ведомств. Образовательные учреждения становятся в данном случае клинической базой Университета. Университетский округ насчитывает на данный момент около 40 образовательных и иными учреждений, организаций административных округов г. Москвы. Данная конференция, обуславливающая одно из направлений работы Университетского округа – первая ласточка. Предстоит разобраться в проблемах, связанных не только с самими одаренными детьми, но и работой с их родителями, учителями. А так как она первая, она и трудная и желанная.

На пленарном заседании также присутствовали Аркадий Аронович Марголис, первый проректор, проректор по учебной работе, к.пс.н., профессор и проректор по Университетскому округу Анатолий Иванович Кирсанов, к.полит.н.

На заседании прозвучало выступление ведущего специалиста МГППУ по данной проблеме, заведующей лабораторией психологии одаренных детей», к.пс.н., профессора В.С.Юркевич. В своем докладе «Основные направления с одаренными детьми» она заявила о том, что до сих пор нет удовлетворительной системы основных понятий теории развития одаренности. Это крайне негативно сказывается на общей системе работы с одаренными детьми. Так, например, крайне неудовлетворительными являются сами понятия «одаренность» и «одаренный ребенок». В настоящее время эти понятия часто оказываются синонимичными понятию «достижения» школьника. Но ведь очевидно, что многие одаренные школьники далеко не всегда успешны в учебной и внеучебной деятельности. Такая путаница в теоретической работе негативно сказывается на всей практической работе с одаренными детьми.

Более того, стало уходить само понятие «одаренный ребенок» заменяясь маловразумительным понятием «ребенок с признаками одаренности». По утверждению ученого, одаренность – особенность возрастного развития и ни к чему здесь всякого рода экивоки. Другое дело, что значительная (если не большая) часть одаренных детей не проявляют впоследствии достижений, равных их особым возможностям, но это серьезная, даже драматическая проблема, вовсе не отменяющая самого понятия «одаренность».

Виктория Соломоновна сообщила, что существует еще одна проблема и теоретического, и собственно практического свойства. Стало модно говорить об угасании способностей. Да, до определенного периода способности развиваются неравномерно, то, ускоряясь в развитии, то замедляясь. Но вот что удивительно, раз сложившись, способности уже никуда не могут деться - это обобщенные способы деятельности, и угасают не способности, а чаще всего мотивация, т.е. желание ребенка выполнять ту или иную деятельность, ранее очень любимую. Могут впоследствии отсутствовать достижения, но это не значит, что угасли, исчезли способности. Это нет личностных опор для достижений у одаренного человека – но это особый очень сложный вопрос. 

Это все не просто теоретические вопросы, это вопросы, непосредственно определяющие практику.

Директор этой школы – интернат «Интеллектуал», к.ист.н, Е.В.Маркелов в своем выступлении «Об опыте организации школы для одаренных детей» говорил о необходимости тесной связи основного, учебного и дополнительного образования школьников. В школе- интернате «Интеллектуал» развернута мощная сеть дополнительного образования. Существует и необходимость радеть о соотношении этих двух направлений обучения, а именно выстраивании индивидуальной системы развития и обучения для каждого ученика.

Заместитель директора ГОУ СОШ №57, Заслуженный учитель Российской Федерации Б.М.Давидович в своем выступлении «Работа с одаренными детьми (на примере московской городской средней общеобразовательной школе №57)» акцентировал внимание участников конференции на системе обучения математики в школе №57. Данная система построена на длительные личностные контакты ученика и учителя. Отношения, по утверждению Бориса Михайловича, между ними в процессе работы отличаются от среднестатистических и являются обязательной составляющей методики. Например, в математических классах, где каждый ученик имеет своего учителя, одной из основных составляющей внешней мотивации школьника к его занятиям математикой являются моральные обязательства школьника перед этим учителем. Надо понимать, что такая форма занятий предъявляет определенные требования к личностным качествам ребенка, к уровню его эмоционального интеллекта. 

Главная проблема - как сохранить внутреннюю мотивацию учеников к занятиям математикой, как сделать так, чтобы этот тяжелый труд оставался для них любимым. В связи с этим, сверхзадача – приподняться над школьной обыденностью. В школе занимаются наукой «математика». Совершается другая внутренняя установка на то дело, которым занимаются как ученики, так и учителя.

На уроке математики присутствуют пять-шесть преподавателей, за каждым из которых закреплены три-четыре школьника. Как правило, преподаватели, выпускники данной школы, ныне профессиональные математики. Они сидят на одной парте с учеником как коллеги и вместе занимаются любимым делом- наукой математикой.

Благодаря всем этим особенностям обучения, ученики школы №57 в полной мере сохраняют свою любовь к занятиям математикой, причем в формах явно повышенной трудности.

Ярко прозвучало и выступление директора Института гуманитарных технологий МГППУ, д.пс.н, профессора И.В.Вачкова по проблеме обучения и адаптации одаренных людей с ограниченными возможностями в МГППУ.

Основой жизни инвалида должно стать Саморазвитие. Это способность выходить за пределы собственных границ и за рамки, которые ставят обстоятельства. Бытует в народе такое выражение - «человек, который сделал себя сам». Среди инвалидов зачастую встречаются именно такие люди.

Человек сам в силах изменить свои свойства. Все зависит от него. Ведь мир – это совокупность возможностей. А возможности, определяются одновременно свойствами предметов и человеческими свойствами.

Изменяя свои свойства (увеличивая знания, формируя новые умения, развивая личностные качества и т.п.), ребенок-инвалид расширяет свои возможности, а значит – и раздвигает пространства своего уникального экологического мира и проявляет свои способности.

В работе пленарного заседания приняли участие: А.М.Леонтович, к.пс.н., методист, научный руководитель лицея №1553 «Лицей на Донской», почетный работник образования РФ (доклад «О механизмах актуализации и редукции субъективной позиции школьника в условиях организованного обучения»; доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии одаренности Психологического института РАО Е.И.Щебланова (доклад «Взаимосвязь познавательных и личностных компонентов одаренности школьников»; с приветственным словам к организаторам и участникам конференции обратилась Е.В.Юрченко, учитель математики школы №1321«Ковчег».

После перерыва продолжилась работа на секционных заседаниях, в которых приняли участие более 150 человек: психологи, педагоги-психологи, учителя, преподаватели средних специальных и высших учебных заведений, руководители образовательных учреждений, специалисты органов управления, научные работники, студенты и аспиранты, ведущие научно- практическую работу в этом направлении. Прозвучали интересные доклады и выступления. Отрадно заметить, что в числе выступающих были и представители студенческой молодежи, делающие первые робкие шаги в научной исследовательской работе. Это студенты IV курса факультета социальной педагогики МГППУ, возглавляемого д.п.н., профессором В.С.Тарохтием, Александра Смирнова, Сергей Серажетдинов, Анжела Джанашиа и Алексей Наумов (научный руководитель, к.п.н., доцент МГППУ, С.Д.Якушева).

Наибольшее предпочтение участников конференции, количество выступающих и присутствующих (более 45 человек), было отдано секции «Креативность и интеллект – противоречивое единство», руководитель которой была Виктория Соломоновна Юркевич. Яркие выступления, бурные обсуждения проходили на заседании этой секции. Помимо нее работали и другие секции такие как: «Проблема раннего развития способностей», руководитель Елена Олеговна Смирнова, д.пс.н., профессор, научный руководитель УМЦ «Игры и игрушки» МГППУ; «Организация школ для одаренных детей», руководитель Маркелов Евгений Владимирович, к.ист.н., директор ГОУ Школы-интерната «Интеллектуал»; «Принципы и методы выявления одаренности», руководитель Елена Игоревна Щебланова, д.пс.н., профессор, заведующая лабораторией психологии одаренности ПИ РАО; «Особенности мотивации одаренных детей», руководитель Ушаков Дмитрий Викторович, д.пс.н., профессор ИП РАН.

Безусловно, следует отметить и работу всех без исключения секций. Яркие и интересные доклады, порой вызывающие споры и дискуссии, они, конечно же, запомнятся всем участникам. Следует отметить выступления: А.С.Обухова (Москва, ГОУ Лицей №1553 «Лицей на Донской»), Ли Мин Х-ва (Южная Корея, Сеул), Л.Б.Огурэ и О.А.Логиновой (Москва, МИОО), Е.В.Юрченко и М.И.Рабинович (ГОУ СОШ №1321 «Ковчег»), Огородниковой В.П. (Москва, ГОУ ДЮЦ «Норд - Вест») и многих других.

На заключительном заседании прошло подведение итогов, дана общая оценка работы с одаренными детьми в школах Университетского округа, обсуждена и принята резолюции Конференции.

Итак, Конференция показала, что работа с одаренными детьми и подростками в настоящее время достаточно широко развернута в ряде образовательных учреждений Университетского округа. Своего рода опорными школами в этом направлении следует признать ГОУ СОШ №57, школу- интернат «Интеллектуал», «Школу Ломоносова» (гимназия №1530), "Лицей на Донской" и некоторые другие. В этих школах, входящих в Университетский округ, разрабатываются принципиально новые подходы к работе с одаренными детьми, достигнуты серьезные научно-практические результаты, которые могут быть в той или иной мере транслированы в специализированные и массовые школы Москвы.

 

В целом, одобряя работу Университетского округа, направленного на работу с одаренными детьми, участники Конференции считают необходимым следующее:

1. разработка общепринятой концепции работы с одаренными детьми, которая должна определять: цели работы с одаренными детьми, систему основных понятий теории и практики одаренности, основные принципы и методы, традиции и новаторства, основные критерии работы с одаренными детьми, работа с семьей одаренных детей, творческая работа;

2. создание общей программы работы с одаренными детьми;

3. организация системы подготовки кадров для школ, работающих с одаренными детьми;

4. создание общегородского Центра по работе с одаренными детьми.

Для реализации обозначенных выше направлений работы в рамках Университетского округа предлагается:

собрать круглый стол по теоретическим проблемам, в частности по системе основных понятий теории и практики работы с одаренными детьми, по выработке единых подходов к работе с одаренными детьми;

организовать постоянно действующий семинар по работе с одаренными детьми, в котором обсуждались бы как общетеоретические проблемы работы с одаренными детьми, так и непосредственно школьно- практические вопросы;

разработать систему консультативной помощи семьям одаренных детей;

обеспечить широкое привлечение студентов и аспирантов МГППУ к работе с одаренными детьми.

 

Начальник отдела по работе с Университетским округом,

к.п.н., доцент МГППУ, С.Д. Якушева