Приоритет-2030: итоги работы по стратегическим проектам в МГППУ
Приоритет 2030
27 ноября об итогах своей работы рассказали 24 вуза из числа получателей базовой части гранта в рамках программы «Приоритет 2030». Команда МГППУ, во главе с ректором Аркадием Марголисом представила результаты работы по стратегическим проектам.
Ключевым направлением деятельности вуза в 2022 году являлось создание эффективной системы оказания экстренной психологической помощи в образовательных организациях РФ.
«Развитие МГППУ в рамках программы «Приоритет 2030» идет в соответствии с целевой моделью по основным направлениям трансформации университета. Первое – это применение доказательного подхода в научных исследованиях и отбор психолого-педагогических технологий и социальных практик с доказанной эффективностью. Второе направление – модульный подход к проектированию образовательных программ. Мы акцентируем внимание на модернизации подготовки специалистов. Создаем системы клинических баз, внедряем в подготовку практики с доказанной эффективностью, обеспечиваем условия для проведения демонстрационного профессионального экзамена», - отметил Аркадий Марголис.
Кратко об итогах
Стратегический проект «Педагогика развития»:
-
Разработана технологическая карта стандартизации психодиагностического инструментария и верификации образовательных и социальных программ и технологий. Проводится стандартизация 10 комплектов психодиагностических методик с обоснованием возрастных норм и 15 кандидатных программ при взаимодействии с экспертами Федерации психологов образования России.
-
Разработана программа психолого-педагогической диагностики трудностей в обучении у обучающихся начальной школы в коммуникативной сфере и социальной адаптации, в сфере общеучебных и универсальных учебных действий. Разработана архитектура цифровой платформы психологической службы системы образования Российской Федерации.
-
Созданы центр проведения демонстрационных (профессиональных) экзаменов для направлений подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и типовые классы педагогов-психологов, учителей начальных классов, учителей-дефектологов.
Стратегический проект «Научно-образовательный прорыв в когнитивных науках и нейронауках»:
-
Получен патент на изобретение «Способ диагностики синдрома умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой X (FXS) у детей и подростков в возрасте от 3-х до 19 лет по данным спектрального анализа ЭЭГ». Разработка обеспечивает возможность дифференциальной диагностики синдромальной формы РАС и создает условия для таргетированного вмешательства.
-
Получены научные результаты в области диагностики биомаркеров РАС. Биомаркеры могут помочь выделению целевых групп пациентов, способствовать дифференциальной диагностике гетерогенного спектра РАС, объективной оценке нейрофизиологических эффектов терапии, в том числе лекарственной.
-
Создана модель непрерывного образования в области когнитивных наук, которая включает программы Центра профориентации и довузовского образования «ПРО PSY» МГППУ, образовательную программу бакалавриата «Экспериментальная психология», образовательную программу магистратуры «Когнитивная психология», а также учебные практикумы на базе института «Экспериментальная психология».
-
Создана нейромаркетинговая лаборатория оценки влияния цифровых технологий на детей (совместно с бизнес-партнером АО «Нейротрейд»).
Стратегический проект «Благополучие и безопасность детства»:
-
Создан Реестр доказательных практик на платформе «Смартека» АСИ, в который внесено 43 практики, прошедших верификацию в соответствии со стандартом доказательности.
-
Разработаны инструментарий и алгоритм расчета Индекса детского благополучия детей в Российской Федерации.
-
Модернизирована программа магистратуры «Экстренная психологическая помощь детям и родителям в системе образования», по которой осуществлен целевой набор 100 действующих специалистов для формирования региональных команд по оказанию экстренной психологической помощи субъектам образовательных отношений.
-
Создан Ситуационный центр по оказанию экстренной психологической помощи, который обеспечивает оперативную совместную работу специалистов, находящихся в различных регионах России при чрезвычайной ситуации в образовательной организации.
-
Сформирован федеральный реестр психологов образования для оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательных отношений и развития психологической службы системы образования в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях.
-
Совместно с ГБУ «НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского» Минздрава России разработана новая версия Навигатора профилактики девиантного поведения.
Стратегический проект «Инклюзивное образование: исследования и технологии с доказанной эффективностью»:
-
Разработана система критериев оценки лучших инклюзивных технологий и практик на основе доказательного подхода, проведен конкурс «Лучшая инклюзивная школа России - 2022».
-
Модернизирована программа магистратуры «Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями» с учетом современных представлений о госпитальной педагогике и включением магистрантов в деятельность госпитальных школ проекта «Учим. Знаем».
Решение о статусе университетов и их дальнейшем участии в программе «Приоритет 2030» примет комиссия Минобрнауки России.
Подробнее о заседании комиссии Минобрнауки России на сайте "Приоритет-2030"