Не верстами меряется: как оценить благополучие российских детей рассказали на конференции
Новость
Благополучие детей – первостепенная задача каждого общества. Но как его достичь, не зная, в чем заключается благополучие для конкретного ребенка?
По заказу Минпросвещения России в МГППУ уже несколько лет реализуется научно-исследовательская работа на тему "Научно-методическое обеспечение проведения и анализ оценки благополучия детей в РФ". За это время специалисты сформулировали научное понятие благополучия ребенка, разработали индекс детского благополучия, а также инструментарий и методику его расчета.
Важнейшая особенность этого индекса – наличие не только объективной, основанной на статистических показателях, составляющей, но и субъективной составляющей, которая учитывает мнение самих детей.
Результаты это большой работы, возможности применения индекса в оценке благополучия российских детей, и дальнейшие пути решения существующих проблем в сфере детства стали ключевыми темами конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России», прошедшей в МГППУ 12 декабря.
Мария Львова–Белова, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, обращаясь к участникам конференции, отметила: «Задачи в сфере детства должны основываться на актуальной статистике, в которой особое место занимает голос самого ребенка. Учеба в школе, буллинг, здоровый образ жизни, материальное благополучие, безопасность, самореализация – все эти, далеко не детские вопросы волнуют их. И мы должны знать, как их грамотно выявить и по каким параметрам проанализировать. Индекс благополучия должен позволять фиксировать и те проблемы, которые еще не стали системными. Это сделает инструмент живым и объективным помощником в оценке реального положения детей. Уверена – системный анализ на основе индекса позволит сформировать региональные рейтинги детского благополучия и повысить эффективность реализации мероприятий Десятилетия детства».
Ахмед Бесланеев, советник отдела стратегических программ в сфере защиты прав детей департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ указал на необходимость оценивать детское благополучие комплексно во взаимосвязи с благополучием родителей и семьи, а также окружающей среды для ребенка в целом. «Для оценки качества жизни ребенка в рамках Десятилетия детства перед нами была поставлена четкая задача – сформировать систему оценки благополучия детей в РФ. В последнее время в России проводилось немало пилотных исследований по оценке качества жизни детей, но они были без глубокого научного обоснования содержания понятия благополучия ребенка. Начальным этапом формирования единого подхода к оценке благополучия детей стало проведение системных исследований МГППУ в части научно-методической разработки системы оценки качества жизни детей и МГУ им. М.В. Ломоносова в части совершенствования системы показателей Десятилетия детства. В настоящее время завершилась апробация индекса в 15 пилотных регионах». По словам Ахмеда Бесланеева, индекс детского благополучия может стать независимым инструментом оценки эффективности мероприятий, реализуемых в сфере детства, а также основой для определения проблемных областей в жизни детей, которые нуждаются в проведении дополнительных научных исследований или принятии неотложных мер. Он добавил, что конференция – это возможность оценить достоинства и недостатки новых разработок.
Юлия Зимова, руководитель Рабочей группы «Защита детей, оставшихся без попечения родителей» при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, заместитель председателя Комиссии Общественной Палаты Российской Федерации по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, эксперт Общероссийского Народного Фронта рассказала, что для детей с присоединенных территорий сейчас показателем благополучия порой является наличие средств жизнеобеспечения, например, дров или обогревателей: она подчеркнула, что с этими детьми должна проводится отдельная работа.
Лариса Цветкова, вице-президент Российской академии образования рассказала об исследованиях, проведенных в рамках мероприятий Десятилетия детства.
По словам члена Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, член Экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи,
женщин и детей; член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; член Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, профессора МГППУ Галины Семьи, особенность этого этапа реализации Десятилетия детства - то, что наука стала механизмом реализации очень многих мероприятий, и научные исследования сегодня играют важнейшую роль в решении поставленных задач.
Галина Семья также рассказала о Консорциуме организаций, занимающихся исследованием благополучия детей (МГППУ, МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС, БФ «АБСОЛЮТ-ПОМОЩЬ», благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко), а также призвала коллег к нему присоединиться.
Работу конференции продолжили доклады, посвященные индексу детского благополучия как инструменту оценки качества жизни детей, результатам оценки субъективного благополучия детей особо уязвимых категорий обучающихся, обзорам международного опыта оценки благополучия детей. В рамках конференции также состоялась презентация результатов Всероссийского социологического исследования «Подростки 360», а завершилась она подведением итогов в составлении портрета современного подростка.
Посмотреть все мероприятия конференции можно здесь.
Организатор конференции: Точка кипения МГППУ, по заказу Минпросвещения России, при участии МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС, БФ «АБСОЛЮТ-ПОМОЩЬ», благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.