Детское воровство: как реагировать родителям рассказала Елена Шпагина
СМИ о нас
Ребенок взял деньги без разрешения, принес из школы чужую ручку или другую канцелярскую мелочь, а может, и более дорогостоящую вещь. Непростая ситуация для родителей. Какие меры принять в такой ситуации? Как разобраться в причинах воровства и предотвратить дальнейшее девиантное поведение? О детском воровстве рассказала доцент кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ, кандидат психологических наук Елена Шпагина.
Возрастные особенности
В дошкольном возрасте ребенок еще не понимает понятий «чужое имущество», «ценность вещи», «имущественный ущерб», «собственность». Для него это слишком абстрактные понятия. Родителям необходимо начинать уже в этом возрасте (2–3 года) формировать у ребенка основы морали, нравственных и социальных норм. Важно формировать у ребенка понятия «мое/свое» и «чужое». Приучать не брать чужие игрушки и предметы, возвращать вместе с ребенком взятые вещи, объясняя, что это «нужно вернуть владельцу». Очень важно не называть ребенка воришкой, не унижать и не ругать малыша. Важно помнить, что несоблюдение правил и норм в дошкольном возрасте определяется незрелостью нервной системы, импульсивностью и несформированной произвольностью. В таком возрасте у ребенка нет «злого умысла завладеть чужим имуществом», обогатиться за счет другого. Он просто берет понравившуюся вещь. Или ему другой малыш может подарить ее в детском саду или на детской площадке. Важно деликатно разобраться в ситуации, понять причину такого поступка ребенка. Ведь это часто сигнал родителю, что какие-то потребности ребенка не удовлетворены. Зачастую это потребности в любви, заботе и внимании. Задача родителей — чтобы такое поведение не закрепилось, не превратилось в привычный способ удовлетворения своих потребностей.
Постепенно, шаг за шагом родитель формирует у ребенка социальные нормы, объясняет, как следует поступать, чтобы жить в гармонии с другими людьми. В этом и состоит главенствующая роль семьи как главного института социализации. Часто в супермаркете видишь такую картину: мама объясняет малышу, подходя к кассе, что за шоколадку или игрушку необходимо сначала заплатить, а потом уже брать ее себе. Это родительский труд. Он окупается в будущем социально приемлемым поведением. Автор теории нравственного развития Жан Пиаже отмечает, что уже с 5 лет ребенок понимает, что можно делать, а что нельзя и за что его накажут. У него формируются представления о честности и справедливости.
В этом возрасте выделяют два основных типа детского воровства:
- воровство в игровой деятельности;
- воровство как следствие недостаточной сформированности этической регуляции поведения и сферы удовольствий.
В школьном возрасте воровство может приобретать иной характер. Ребенок все больше ориентируется на своих сверстников, для него важно получить их признание и оценку.
В младшем школьном возрасте воровство показывает в целом на проблемное поведение, начало отклонения от нормативного. Это говорит и о несформированности волевой сферы, импульсивности, неумении управлять своими желаниями и эмоциями. Также это говорит о нарушениях контактов с родителями, ведении тайной от них жизни, отсутствии взаимопонимания и диалога уже в этом возрасте. Ведь если бы родители общались с ребенком, то знали бы о его потребностях и желаниях. И наверное, нашли бы возможность их удовлетворить, ведь в этом возрасте они не так уж и велики.
Подростки воруют из дома деньги, вещи, чтобы завоевать признание друзей, закрепить за собой лидерство среди одноклассников, раздаривая эти вещи или организуя некий «досуг». Начинают воровать вещи или деньги, чтобы обладать вещами, которые, по их мнению, придают им особый статус среди сверстников. Воровство может быть мотивировано желанием испытать некие приключения, опасность, острые ощущения. Подросток может воровать, чтобы обратить на себя внимание взрослых, которые в силу своей занятости решили, что он не нуждается в диалоге и уже вырос. Наихудший вариант — когда подросток попадает под влияние компании старших товарищей с криминальными установками, которые вовлекают его в преступную деятельность.
В этот период оформляются система ценностей, мораль и мировоззрение. Очень важно для родителей мониторить, в какую среду попал ребенок, какой контент просматривает, какие правила и нормы закладываются в его систему ценностей и установок. Необходимо самому родителю разговаривать на темы нормативного поведения, при этом не перегибая палку в нравоучениях и морализаторстве. Важен собственный пример родителей: как они относятся к чужому имуществу. В этом возрасте особое значение имеет фигура отца. Психологи считают, что именно он влияет на формирование правил и норм в системе ценностей ребенка.
Читайте статью полностью на портале Растимдетей.рф