Вся психология в одном университете

10 лет факультету Информационных технологий МГППУ

Новость

1 сентября 2011 г. – 10 лет факультету Информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета.

Ни для кого не секрет, что специальности программиста и режиссера мультимедиа программ остаются самыми востребованными на рынке труда, на них не падал спрос даже во время кризиса. Именно эти специальности уже 10 лет получают студенты на факультете Информационных технологий (ИТ) МГППУ.

Деятельность факультета включает в себя:
•подготовку специалистов, бакалавров и магистров в области информационных технологий, ориентированных на работу в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной сферы;
•инклюзивное обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
•разработку и внедрение в учебный процесс специализированных технических и программных средств обучения студентов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
•выявление и профессиональное сопровождение одарённых студентов и учащихся, склонных к научно-техническому и художественному творчеству, включая математическое и программное обеспечение процесса тестирования.


Декан факультета ИТ МГППУ

Куравский Лев Семенович, доктор технических наук, декан факультета информационных технологий, заведующий кафедрой прикладной информатики, член редакционной коллегии научного журнала «Экспериментальная психология».


Программисты для междисциплинарной работы

Компетенции выпускников факультета выходят далеко за пределы написания программ по техническому заданию. Молодые специалисты становятся равноправными участниками развития и модернизации учреждений системы образования, здравоохранения и социальной сферы. Такой подход к содержанию образования отличает факультет ИТ МГППУ от российских технических вузов. Выпускники ИТ МГППУ могут решать задачи, недоступные специалистам, подготовленным для работы в промышленности или ориентированным на экономические приложения, что делает их чрезвычайно востребованными в структурах, предназначенных для решения социальных, образовательных и ряда других задач. Как формируется эта специфика?
Во-первых, за счет направлений подготовки, которые возникают в контексте жизни психологического вуза – например, «Прикладная информатика в психологии». С другой стороны, особенностью самих учебных планов, козырем которых является глубокое изучение методов многомерного статистического анализа, математического моделирования, современных технологий диагностики, идентификации и прогнозирования развития сложных социальных систем.

Направления подготовки студентов:

  •     «Прикладная математика» по профилю подготовки «Психология»
  •     «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»
  •     «Режиссура мультимедиа-программ»


Направление подготовки аспирантов:

  •     «Системный анализ, управление и обработка информации»


               Особое внимание уделяется технологиям проектирования специализированных информационных систем, которые, как правило, не входят в учебные программы аналогичных направлений подготовки в российских технических вузах и ориентированы на потребности  учреждений системы образования, здравоохранения и социальной сферы.

Такой подход позволил добиться реальных успехов в области профессиональной подготовки. Реализован проектно-ориентированный подход к обучению студентов, предполагающий их активное привлечение к научной работе и участие в решении актуальных задач. Студенты и аспиранты активно публикуются в научных (рецензируемых) журналах, входящих в Перечень ВАК РФ. Студенты факультета со своими проектами регулярно занимают призовые места на научно-технических конкурсах, отечественных и зарубежных научных конференциях и других мероприятиях:

  •     Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи (2 медали и 2 диплома в 2009-2010 годах),
  •     Всероссийский конкурс студенческих выпускных квалификационных работ (3-е место в 2008 году),
  •     Всероссийская олимпиада по программированию в среде LabVIEW (1-е место среди нетехнических вузов в 2009-2010 годах и 2-е место среди вузов России и стран СНГ и Балтии в 2008 году),
  •     Международная студенческая олимпиада «IT-Планета 2010»,
  •     Международная конференция-школа-семинар «Новые информационные технологии» (5 призовых мест, включая 3 первых, только за 2 прошедших года),
  •     Всероссийские выставки НТТМ-2009 и НТТМ-2010 (2 медали и 2 диплома),
  •     Международная конференция-школа-семинар «Новые информационные технологии» (работы отмечены дипломом),
  •     Международные научные конференции «Condition Monitoring» в Великобритании и «Life IT» в Германии (работы отмечены дипломами),
  •     Конкурс командных проектов и творческих работ учащейся молодежи в рамках  Международного Форума «Университеты в аспекте социальной политики в отношении инвалидов – интеграция через образование» в МГТУ им. Н.Э. Баумана, посвященного 75-летию высшего профессионального образования инвалидов в России (работы студентов факультета ИТ МГППУ были признаны лучшими в номинациях «Инновационные технологии», «Творческие проекты» и «Технологии обучения»).


Студенты и аспиранты являются одними из ключевых участников работ по грантам РФФИ и Москвы, выполняемых на факультете.

          Ряд программных продуктов, разработанных студентами и аспирантами факультета, был внедрен и реально используется в городских и федеральных учреждениях и организациях различного профиля.

Расширяется международная деятельность и сотрудничество с университетами США, Великобритании и Германии. Ряд студентов выполняет дипломные и курсовые работы под совместным руководством отечественных и зарубежных профессоров. Для обсуждения полученных результатов  проводятся  телемосты и ежегодно организуются поездки на зарубежные студенческие научные конференции.   

«Особый» студент – успешный студент

В сфере  информационных технологий инвалидность – не препятствие для профессиональной самореализации, поиска работы и своего места в жизни. В  2006 – 2010 годах Факультет  окончили 46 выпускников с ограниченными возможностями здоровья, из них 12 человек – с отличием. В 2009 – 10 учебном году здесь обучалось 79 студентов с ОВЗ, из них 40 студентов – с нарушениями зрения.

          30 % всех московских студентов и аспирантов с нарушениями зрения получают образование на факультете Информационных технологий МГППУ. Их успеваемость даже выше, чем у здоровых студентов.

Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляют 73 высококвалифицированных преподавателя,  из которых 88 % имеют учёные степени и звания, причём 27 % из них – учёную степень доктора наук. Все преподаватели имеют опыт работы со студентами с ОВЗ.
Помимо этого, для  студентов с ОВЗ создана комфортная  образовательная среда, которая включает в себя следующие компоненты: дополнительные индивидуальные занятия, техническое, методическое и психолого-педагогическое сопровождение, безбарьерную архитектурную среду, транспортное сопровождение, организацию учебной практики и трудоустройство.

Обучение студентов с ОВЗ является в данном случае не благотворительной акцией, а средством подготовки специалистов, спрос на которых в нашей стране на сегодняшний день существенно превышает предложение. Убедительным показателем высокого качества их инклюзивного обучения является и то, что их успеваемость, как правило, выше, чем у здоровых студентов. Например, среди девяти выпускников факультета, окончивших его с отличием в 2010 году, шесть человек имеют ограниченные возможности здоровья, причём из трёх выпускников-математиков, получивших «красный» диплом, все являются инвалидами 1-й и 2-й групп.

Реализуя концепцию инклюзивного обучения, факультет решает важнейшую социальную задачу в интересах города. Потребность в работе подобного рода чрезвычайно высока, поскольку 12-15 % населения любой страны относится к категории инвалидов (процент людей с ОВЗ ещё выше). Профессиональная подготовка и обеспечение работой этой категории населения снижает нагрузку на социальные фонды и увеличивает долю экономически активного населения.

Факультет Информационных технологий МГППУ накопил значительный опыт в сфере инклюзивного образования,  в том числе  и в создании специализированных технических  разработок, получив признание не только со стороны российских университетов, включая МГТУ им. Н.Э. Баумана, где обучают инвалидов с 1934 г., но и зарубежных коллег.

На сегодняшний день факультет является единственной в городе структурой, которая, при поддержке Департамента образования города Москвы, целенаправленно и успешно занимается разработкой и внедрением специализированных технических и программных средств, предназначенных для обучения студентов и учащихся с ОВЗ. Учитывая достигнутые результаты, в Министерстве образования и науки в настоящее время рассматривается вопрос о создании в МГППУ Федеральной инновационной площадки по непрерывному инклюзивному обучению студентов с нарушениями зрения.

          Студенты с ОВЗ сами участвуют в разработке технических и программных средств, которые помогают им учиться. Это дает им чувство самостоятельности. Они – наиболее компетентные в этой сфере специалисты, которые на собственном опыте знают, что нужно пользователю, если у него есть нарушения зрения или опорно-двигательного аппарата.

Собственными разработками, обеспечивающими учебный процесс, являются:

  •     конвертер ТЕХ-Брайль для мелкотиражного издания учебных пособий к печати рельефно-точечным шрифтом Брайля,
  •     система «Гиперсаунд» для навигации по звуковым файлам для подготовки и воспроизведения звуковых учебников, удобных для незрячих и слабовидящих, а также для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы,
  •     специализированные программные  интерфейсы для студентов с нарушениями зрения,
  •     программная система, предназначенная для озвучивания плоскопечатных текстов и текстов на экране компьютерного монитора для незрячих cтудентов и учащихся,
  •     акустический навигатор для незрячих студентов и учащихся,
  •     адаптация программного обеспечения для озвучивания текстов для студентов с нарушениями зрения (обеспечена совместимость с русской версией системы озвучивания текстов JAWS).


Разработки выполняются как силами центра информационных технологий и учебно-производственных лабораторий факультета, так и в рамках курсовых и дипломных работ студентов под руководством преподавателей.

Мы ищем таланты

С 2001 года Департаментом образования города Москвы на базе факультета информационных технологий МГППУ проводится Московская городская олимпиада по математике и информатике среди учащихся с ОВЗ. Её целями являются:

  •     повышение интереса учащихся специализированных школ к математике и информатике;
  •     создание необходимых условий для выявления одарённых детей среди учащихся с ОВЗ;
  •     пропаганда научных знаний и развитие интереса к научной деятельности в области математики и информатики;
  •     активизация работы научных обществ и других форм внеклассной работы среди учащихся специализированных школ.


Участники этой олимпиады успешно продолжают обучение в ведущих вузах города Москвы, включая МГППУ. Часть из этих студентов уже получила высшее профессиональное образование и стала высококвалифицированными программистами и математиками, некоторые молодые люди в настоящее время занимаются подготовкой кандидатских диссертаций.

Факультет имеет значительный задел в области разработки технологий адаптивного тестирования интеллектуальных способностей. За последний год разработаны, оформлены программно и запущены в реализацию  адаптивный матричный тест интеллекта Бертлинга-Холлинга и новая технология адаптивного тестирования. Принцип построения последних основан на  использовании обучаемых структур в форме марковских моделей с дискретным и непрерывным временем.

В 2011 году планируется сборка мобильного робота, предназначенного для тестирования когнитивных способностей, а также продолжение работ в области математических оснований адаптивного тестирования. Часть работ по внедрению технологий адаптивного тестирования будет проводиться в кооперации с коллегами из Германии, Великобритании и США.

           Факультет ИТ МГППУ демонстрирует высокие показатели в выполнении Инновационной образовательной программы, развивая при этом собственные научные исследования и программные разработки. Это одни из наиболее динамично развивающихся факультетов  соответствующего направления не только в Москве, но и по всей России, который успешно представляет нашу страну и  на международном уровне.


Подготовили:
Валерия МИХАЛЮК,
методист факультета информационных технологий
Татьяна АРЧАКОВА,
сотрудник пресс-службы МГППУ