Вся психология в одном университете

Мария ХАЙТ, «Этническая идентичность: заданность предками или осознанный выбор?». «Учительская газета».

СМИ о нас

Этническая идентичность: заданность предками или осознанный выбор?

Этническая идентичность тесно связана с традициями предыдущих поколений и в современном обществе не потеряла своей актуальности.

Она начинает формироваться с 6-7 лет и к старшему подростковому возрасту - ранней юности -считается полностью сформированной. Известно, что за этот период происходит осознание своей принадлежности к определенной этнической группе, в связи с этим определяется поведение человека как представителя этноса. Но происходит ли выбор своей этнической идентичности?

Как правило, первые представления о своей этнической группе и о принадлежности к ней складываются в семье и не выходят за ее границы. В дальнейшем человек может оказаться в среде, разделяющей позицию его семьи (например, еврейская община), или же, наоборот, в дальнейшем взаимодействовать с представителями других этнических групп. Если человек относится к группе-меньшинству, его этническая принадлежность в процессе социализации будет так или иначе подчеркиваться, что приведет к более тщательному ее обдумыванию и осознанию своей идентичности.

Проблема заключается в том, что выбор этнической идентичности как таковой для молодежи чисто условное понятие. Все знания и представления о своей этнической группе заложены в семье, при обучении в школе на них может делаться или не делаться акцент, однако выбор, который может сделать подросток. - это причислять себя к этнической группе или игнорировать факт принадлежности к ней. Выбранное индивидуумом отношение не определяет отношение общества. Адаптивным выбором можно считать осознанную идентичность с этнической группой и понимание того, что свобода выбора этой идентичности ограничена исходными данными, то есть семьей, в которой прививались опреде ленные традиции, а также отношением окружающих - в школьном возрасте оно, как правило, обусловлено привитым стереотипом отношения к любой другой этнической группе.

Если в детстве у человека складывается понятие о себе как о представителе какого-либо этноса, даже возможность выбора идентичности внутри себя сходит на нет, поскольку человек уже не может мысленно разделить себя и свою этническую идентичность. Если при этом человек знаком с культурой своего этноса, он может осознанно соблюдать традиции и обычаи, уважать их, гордиться ими. В этом случае результатом свободного выбора будет положительная оценка своей идентичности. Человек может выбрать и «стратегию избегания» -попытки скрывать свою этническую принадлежность, постоянное ощущение страха за себя как представителя этноса (пример - евреи в Советском Союзе). Но при этом идентичность с этнической группой все равно будет у него присутствовать, хотя и негативная. Есть случаи, когда наблюдаются одновре менно два вида поведения. В таком случае очевидно, что идентичность присутствует, а вот оценка ее зависит от тенденций социального контекста, от отношения других этнических групп к этой. Негативная идентичность может проявляться и в более резкой, активной форме. Но можно ли в таком случае в выборе не идентифицировать себя с группой? Нет. Это, скорее, попытка изменить отношение окружающих, которая не может увенчаться успехом. Каждая этническая группа имеет свою культуру, и в ней есть закрытые аспекты, недоступные «чужакам». Поэтому смена этнической идентичности практически невозможна: «другие» не пустят, «свои» не поймут. И на отношение других групп одному человеку повлиять крайне сложно. Кем бы человек себя ни считал, его могут в любой момент причислить к группе, к которой он принадлежит по рождению (если эта группа меньшинство, то по семье, двоюродному дяде приемного отца, порядке букв в фами лии, поскольку включается принятое в обществе стереотипное отношение). Таким образом, получается, что выбор этнической идентичности - условность. Выбрано может быть только отношение индивидуума к своей идентичности - положительное, отрицательное, нейтральное, двойственное.

В полиэтнической семье выбор этнической идентичности более возможен, однако он снова зависит от тех традиций и особенностей культуры, с которыми ребенка познакомили родители. Если в такой семье ни одной из представленных этнических групп не отдают предпочтения (либо вследствие ухода от традиций, либо вслед-ствие сочетания их), этническая идентичность человека может окончательно сформироваться или на базе сознательного анализа, или вследствие неосоз нанного, часто еще детского выбора одного из «предков» - «наиболее любимого» - в качестве образца. При этом задан -ность идентичности «предками» так же может быть, как и в случае моноэтнической семьи.

Необходимо помнить, что на все варианты формирования этнической идентичности влияет и социальный контекст. Ребенок сталкивается с ним в системе образования, и практикуемое отношение к этнически группам может сильно повлиять на формирование и осознание этнической идентичности. Сейчас, например, в московских школах наблюдаются различные тенденции. С одной сторо ны, есть довольно большое количество национальных школ, с другой стороны, провозглашается идея толерантности, и в общеобразовательных школах не делают акцент на разнице культур, так что знания об этом дети могут получать из семей либо от сверстников, причем второе не гарантирует и достоверность.

Учительская газета Москва  

10 мая 2011