Вся психология в одном университете

14.09 Ирина А. Шпорт: Психолингвистический подход к оценке вербальных способностей на материале развития просодических структур

Новость

14.09 Ирина А. Шпорт: Психолингвистический подход к оценке вербальных способностей на материале развития просодических структур

14.09 Ирина А. Шпорт: Психолингвистический подход к оценке вербальных способностей на материале развития просодических структур

Лектор: Ирина  Александровна Шпорт, Ph.D., Профессор лингвистического факультета, научный сотрудник лаборатории речи и языка Университет Орегона (г. Юджин, штат Орегон, США)

Дата и время: 19 сентября 2012 года, 15.00

Тезисы доклада:

Проблематика современной психолингвистики включает в себя выявление и изучение факторов, которые влияют на развитие речи в разных популяциях. Вербальные способности изучаются экспериментальными методами с учетом возраста говорящих, типологии родного языка, общих когнитивных способностей и специфики языковой среды. Оценка вербальных способностей может производиться на разных языковых уровнях: фонологии, морфологии, семантики, синтаксиса и прагматики. Данный доклад описывает ряд проектов по изучению вербальных способностей в области просодии, а именно, восприятия и воспроизведения ударения, тоновой формы слова, интонации и ритма. Исследуются групповые и индивидуальные различия в развитии речи.

Эксперименты были проведены на материале разных языков (английский, японский и русский), в группах испытуемых разных возрастов (дошкольники, младшие школьники и взрослые), с использованием разных методологических парадигм (тестирование аудиальных способностей, категоризация речевых стимулов и акустико-фонетический анализ). На материале детской речи было показано, что просодия речи 5-, 6- и 7-летних детей качественно отлична от взрослой. На материале речи взрослых было показано, что родной язык предсказуемым образом влияет на восприятие просодии в иностранных языках. Индивидуальные различия в эффективности усвоения просодии наблюдались у участников экспериментов разных возрастов. Рассматривается прикладное значение исследований по усвоению просодии в развитии таких направлений как билингвизм, вербальная одаренность, аутизм и эмоциональный интеллект.