Вся психология в одном университете

В интервью пресс-службе МГППУ Виталий Рубцов прокомментировал итоги состоявшегося на днях в университете международного симпозиума и ответил на главный вопрос, касающийся великого наследия Л.С. Выготского

Новость

16 ноября 2016 года, в рамках международного сетевого конгресса к 120-летию Л.С. Выготского «Разум в обществе: культурно-деятельностный поворот», в Московском государственном психолого-педагогическом университете с огромным успехом прошел международный симпозиум «Обучение и развитие в ХХI веке». Как отмечали в интервью пресс-службе университета участники симпозиума, он стал важнейшей, исторической вехой в обсуждении вклада теории Л.С. Выготского в мировую науку, осмыслении ее основных понятий с позиций современных психологических и междисциплинарных исследований.

Участники симпозиума – а это более трехсот российских и зарубежных ученых, исследователей, педагогов, других представителей профессионального сообщества обсуждали центральную проблему современного детства - обучение и развитие.

Высокую планку симпозиуму, работе всех его многочисленных площадок задало вступительное слово ректора МГППУ, доктора психологических наук, профессора, академика РАО Виталия РУБЦОВА. Обращаясь к участникам форума, он, в частности, сказал:

- Л.С. Выготский для нашего университета – не проходная фигура. Его ближайшие ученики и ближайшие ученики его учеников – Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В. В. Давыдов – были и остаются нашими основными учителями. Вот почему, создавая МГППУ, мы изначально сделали фокусом всей нашей деятельности работу с детством. Мы выстроили образовательный процесс таким образом, чтобы наши выпускники, начав работать с детьми, могли капитально опираться на установки, понятия и идеи культурно-исторической научной школы.

- Более того, – подчеркнул ректор МГППУ, – сегодня мы являемся единственным университетом в стране, где реализуется инновационная сетевая программа «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании». Эта программа прямо нацелена на подготовку исследователей, работающих в традициях культурно-исторической научной школы.

По мнению гостей и организаторов симпозиума «Обучение и развитие в ХХI веке», главной частью его программы стала дискуссия на проблемном семинаре. В живом и заинтересованном обсуждении культурно-исторической концепции Л.С. Выготского приняли участие выдающиеся специалисты в области исследований современного детства: профессор Малколм Джон РИД, Великобритания; профессор Николай ВЕРЕСОВ, Австралия; доктор Пьетро ЛУЧИСАНО, Италия; профессор Веселин ВАСИЛЕВ, Болгария; доктор Мария Серена ВЕДЖЕТТИ, Италия; Борис ЭЛЬКОНИН, Россия, и многие другие известные во всем мире ученые.

В интервью пресс-службе МГППУ Веселин Василев сказал, что «сегодня мировая психология стоит у развилки: «либо мы изучаем то, что в английском языке называют «brain» («мозг»), либо мы занимаемся социальной ситуацией развития человека». В этом, как считает известный болгарский ученый, «принципиальная разница», «главная альтернатива».

Продолжая диалог, профессор Николай Вересов заметил, что «новизна метода и предмета культурно-исторической концепции, ее междисциплинарность, практическая направленность и связь с реальной жизнью не просто впечатляют, но вдохновляют все профессиональное сообщество на новые масштабные исследования в области детства, обучения и развития».

Комментируя итоги проблемного семинара и симпозиума в целом, академик Виталий Рубцов подчеркнул:

- Один из наших наставников – П.Г. Щедровицкий как-то сказал: у психологов бытует странная точка зрения, они почему-то считают, что психика находится между ушами. Великий Л. С. Выготский, споря с такими психологами, неоднократно писал и говорил, что психическое находится вне человека, находится между людьми и той социальной ситуацией, в которой они оказались.

- Разумеется, продолжил профессор Виталий Рубцов, – при такой постановке проблемы очень непросто изучать психические процессы, тут легко скатиться к обычной социологической точке зрения. Тем не менее, мы никогда не должны забывать, что психическое, как говорили наши учителя, существует в формах деятельности, существует как идеальное и существует как слово. И когда меня иногда спрашивают: «Ну что такого особенного сделали культурно-исторические психологи?», то ответ у меня короткий: «Одни сделали самое главное – показали источники и процессы развития человека».

- Сегодня, – заключил ректор МГППУ Виталий Рубцов, – важнейшая наша задача заключается в том, чтобы укреплять исследовательскую базу – учить и выпускать специалистов, которые будут основывать свою работу на замечательных традициях научной школы Л.С. Выготского, нашего великого соотечественника.

ПРЕСС-СЛУЖБА МГППУ