Вся психология в одном университете

Ректор МГППУ Виталий Рубцов выступил на заседании Экспертного совета по специальному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке

Новость

Открывая 10 апреля 2017 года заседание, посвященное проблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, депутат Государственной Думы, председатель Экспертного совета Лидия АНТОНОВА заявила о том, что «не случайно наша очередная встреча проходит в стенах Московского государственного психолого-педагогического университета»:

– Как известно, сейчас идет экспертиза законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Цель предлагаемых законопроектом изменений и дополнений – повысить государственные гарантии обеспечения прав на образование и обучение людей с физическими, психическими, интеллектуальными и другими особенностями в развитии.

– Вот почему всем нам, участникам выездного заседания Экспертного совета, – отметила Лидия Антонова, – будет интересно познакомиться с тем большим и разнообразным опытом обучения детей, студентов с ОВЗ, который имеется в МГППУ.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Ирина ТЕРЕХИНА сообщила о том, что в настоящее время законопроект находится на повторном согласовании с субъектами Российской Федерации, а также в Минздраве и Минтруда, «у которых были замечания к первой версии законопроекта»:

– Все эти замечания и предложения ведомств мы учли, многое доработали. В конце апреля, после окончательного согласования документа, мы направим его в Минюст, а в июне – в Правительство Российской Федерации. Надеемся, что Правительство внесет законопроект уже на осеннее заседание Государственной Думы.

Ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, доктор психологических наук, профессор, академии РАО Виталий РУБЦОВ подчеркнул в своем выступлении, что в МГППУ «уже в течение долгого времени системно работают с обучением студентов с инвалидностью по зрению и слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра».

Напомнив о Поручении Президента России сделать доступным, достойным и качественным высшее профессиональное образование для студентов с инвалидностью, Виталий Рубцов заявил:

– В данном плане разработан ряд программ, прямо направленных на решение поставленной задачи, прежде всего – это программа «Доступная среда». За ее выполнение отвечает Минтруд, а основным оператором является Министерство образования и науки. Конкретные задачи сформулированы в Межведомственном комплексном плане, утвержденном в 2016 году Заместителем Председателя Правительства Ольгой Юрьевной Голодец. В целом проделана большая работа, накоплен хороший опыт.

– Сегодня, – продолжил Виталий Рубцов, – нужно сосредоточиться на решении четырех ключевых проблем инклюзивного образования. Во-первых, это доступность самих образовательных программ. Студенты с инвалидностью хотят поступать на разные направления подготовки. Однако в России можно назвать десять вузов, где созданы специальные образовательные условиями для студентов-инвалидов. Здесь могут предложить абитуриентам полноценный, комплексный набор адаптированных образовательных программ по разным направлениям подготовки.

Обратив внимание членов Экспертного совета на то, что, по статистике, только 40 процентов лиц с инвалидностью считают для себя целесообразным и необходимым получение высшего профессионального образования, ректор МГППУ сказал:

Это вторая крупная проблема доступности инклюзивного образования. По сути, у таких ребят с ОВЗ нет должной мотивации для поступления в вузы. Профориентация, за исключением очень немногих образовательных организаций, так и не стала приоритетной социальной задачей, а потому здесь нужны новые – системные и стратегические решения.

В своем выступлении Виталий Рубцов привел еще одну цифру: во многих вузах не более 50 процентов выпускников с инвалидностью получают работу:

– Программы трудоустройства и постдипломного сопровождения – это третья задача, которую нам предстоит решать, совершенствуя структуру инклюзивного образования. Трудоустройство студентов с инвалидностью будет стопроцентным только тогда, когда станет, как, например, у нас в МГППУ, на факультете дистанционного обучения, где учатся ребята с проблемами опорно-двигательного аппарата, заведомо целевым результатом. В сфере трудоустройства вообще много проблем, которые предстоит решать на законодательном, государственном уровне. Нам надо добиться того, чтобы потенциальные работодатели получили реальную возможность включаться, встраиваться в систему подготовки ребят с ОВЗ.

Виталий Рубцов в своем выступлении особое внимание уделил проблеме создания специальных образовательных условий в высших учебных заведениях:

– Надо понимать, что к нам поступают студенты, а не инвалиды, и они хотят получить достойное образование. Если молодой человек нуждается в особой образовательной траектории, значит, вуз необходимые специальные образовательные условия должен создать. Скажем, у нас на факультете информационных технологий, где обучаются незрячие и слабовидящие студенты, имеется и специальное оборудование, и специальные лифты, и специальная система библиотек, и даже специальная система питания.

Виталий Рубцов также отметил, что, разумеется, «заточить» целый вуз на потребности одного-двух студентов, имеющих особые образовательные потребности, очень непросто:

 – Вот почему, – подчеркнул ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, – Министерство образования и науки Российской Федерации пошло по пути создания ресурсных учебно-методических центров. Сегодня они действуют на базе МГППУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и РГСУ. В этом году откроются еще 7 таких центров, а всего их будет по стране 21.

По определению Виталия Рубцова, в такого типа «центрах коллективного пользования образовательными ресурсами» разработаны качественные программы профориентации, трудоустройства и обучения в соответствии с различными нозологиями, а также программы психолого-педагогического и социального сопровождения студентов с инвалидностью.

Однако и здесь, считает Виталий Рубцов, возникает еще одна важная, «четвертая ключевая проблема доступности инклюзивного образования». Помимо учебно-методических задач ресурсные центры, по мнению ректора МГППУ, должны заняться подготовкой кадров, которые в самом ближайшем будущем вольются в систему инклюзивного образования в России.

– Создание ресурсных учебно-методических центров, – заключил свое выступление Виталий Рубцов, – глобальный и перспективный проект. Если он будет реализован, то любой студент с инвалидностью в любом регионе страны получит возможность свободного доступа к тем учебным программам, которые ему по душе. И тогда, наконец, мы сможем говорить о том, что в нашей стране действительно выстроена система непрерывного инклюзивного образования. Потому что мы нашли студентов с особыми образовательными потребностями, мы создали для них мотивационную среду, привели их в университет, предоставили им возможность учиться по адаптированным программам, а затем помогли им в трудоустройстве.

Декан факультета информационных технологий Лев КУРАВСКИЙ рассказал на заседании Экспертного совета о доступности образовательных сред и сервисов для студентов с нарушениями зрения. Заведующая лабораторией факультета дистанционного обучения Елена КУЗЬМИНА остановилась на особенностях дистанционного образования как средстве включения в образование студентов с инвалидностью. Руководитель Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ Артур ХАУСТОВ посвятил свою презентацию проблемам доступности общего образования для детей с аутизмом.

В работе заседания Экспертного совета также приняли участие:

  • Елена КЛОЧКО, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной Палате РФ, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ
  • Марина ГОРДЕЕВА, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Елена БАГАРАДНИКОВА, исполнительный директор РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт», член Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ
  • Галина СЕМЬЯ, член Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»
  • Светлана АЛЕХИНА, проректор по инклюзивному образованию МГППУ

Лев КУЛАКОВ