Все, что нужно знать об одаренных детях
Новость
Один из главных экспертов России в области одаренности, профессор МГППУ Виктория ЮРКЕВИЧ рассказывает, как обнаружить и развить способности ребенка.
— Как распознать одаренного ребенка?
— Одаренность — это в большей степени желание ребенка узнавать что-то в интересных для него областях, и в гораздо меньшей степени учебная успеваемость. У одаренного ребенка обычно лучше речь, он хорошо соображает. Есть три пути обнаружить одаренность. Первый — хорошо знать увлечения ребенка. Второй – использовать психологические тесты.
— Например?
— Тест общих способностей, по сути дела, на абстрактно-логическое мышление. Это основа любых способнотей. А третий путь – достижения ребенка в любимых областях. Конечно, не на всех детях написано, что они одаренные, но бывают исключения — особо одаренные дети, они вообще живут по-другому. Но это 5% от всех одаренных.
— А креативность к одаренности относится?
— Хороший вопрос, у специалистов нет однозначного ответа. Что такое креативность? Желание и умение создавать что-то новое. А в интеллектуальной деятельности самое важное — уметь выстраивать логические связи. Очень многие одаренные дети стремятся поглощать знания как пылесос, но придумывать они не умеют и не хотят. Так вот, например, Д.Б. Богоявленская считает, что креативность должна входить в понятие одаренности. А я придерживаюсь другой точки зрения: одаренность — это прежде всего интеллект, его обязательно нужно развивать очень рано. А креативность – дело наживное, ее можно создавать, опираясь на интеллект, или она «проснется» позже.
— Кажется, что у многих учеников есть хорошие спосоности, но нет мотивации…
— Какой именно мотивации? Это важно. Мотиваций существует штук 100. У этих детей, наверно, есть мотивация познавать. Они, вероятно, любят читать, думать. Но школьные занятия в эту мотивацию по разным причинам могут не входить. Потому что мотивация еще есть внешняя и внутренняя. Внешняя – это «надо», внутренняя — «я хочу». Хорошо, если они в какой-то момент воплощаются в удачном сочетании. У многих одаренных детей они не совпадают.
— То есть одаренный ребенок обязательно чем-то увлечен?
— Да, без внутренней мотивации способностей нет. Как же ребенок условно станет журналистом, если ему в детстве не нравилось играть со словами? От природы есть только задатки. Но, если не развиваться, даже с очень большими задатками ребенок не станет одаренным.
— А если человек потенциально одарен в музыке, но никто им в этом направлении не занимался?
— Никто даже знать не будет, что он одарен! Весь ужас в том, что так чаще всего и бывает. Потому что ребенку нужна развивающая среда.
— Вы говорите «загружать» ребенка плохо. А как тогда правильно действовать?
— Плохо не то, что его перегружают, а то, что его заставляют. Лучший способ заставить ребенка что-то возненавидить — заставлять.
— Какие бывают особенные потребности у одаренных детей? Это стереотип, что одаренные дети капризные?
— Всякое бывает. Они не капризные, а более синзетивные, у них более уязвимая психика. Они чаще бывают привязаны к родителям. Мальчики к мамам, девочки к папам. Впрочем, они могут хуже общаться. Они так любят свое дело, что часто скандалят. Да, бывает такое противоположное проявление – не подчиняться, отстаивать свое мнение и скандалить.
— А как у них со сверстниками?
— Есть одаренные и сверходарненные. У последних с ровесниками хуже намного. Нормально одаренный ребенок такой же как все, но ему повезло с обстановкой, с родителями, со страной – не в Габоне родился. Такие, кстати, часто бывают лидерами, любят общаться. Существует, в конце концов, и социальная одареннность. Вы, по умолчанию, говорите об общей одаренности. А есть и другие.
— Если одаренностей много, велика ведь вероятность, что какая-то у человека да есть?
— Да, вы сейчас говорите о самом главном. 90% людей, скорее всего, одаренные.
— И чтобы развить их, правильные условия нужны именно в детстве?
— К сожалению, это справедлимо для многих одаренностей. Если музыкально одаренный слышит хорошую музыку в 15 лет, шанс, что он ее полюбит есть, но что станет великим музыкантом – нет. Дорога ложка к обеду.
Анна ТИТОВА, Пресс-служба МГППУ