Вся психология в одном университете

Национальная система учительского роста: итоги круглого стола с участием Министра образования и науки РФ Ольги ВАСИЛЬЕВОЙ

Новость

фото "РИА Новости"

28 августа на площадке МИА "Россия сегодня" состоялся Мультимедийный круглый стол на тему "Модель Национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога". В обсуждении участвовали Министр образования и Науки РФ Ольга ВАСИЛЬЕВА, директор Школы № 109, президент Педагогической ассоциации "Педагог XXI века" Евгений ЯМБУРГ, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета Виталий РУБЦОВ, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей ЛУБКОВ, главный редактор "Учительской газеты" Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Тимирхан АЛИШЕВ, а также представители Общероссийского профсоюза образования и учителя-победители конкурса "Учитель года России" разных лет. Модератор круглого стола – начальник управления проектов в области образования и социальной сфере МИА "Россия сегодня" Наталья ТЮРИНА.

Открывая работу круглого стола, Ольга ВАСИЛЬЕВА подчеркнула, что задачу разработки Национальной системы учительского роста (НСУР) поставил Президент РФ Владимир ПУТИН и отметила, что "Это ювелирная работа, которая затрагивает интересы миллионов людей. Мы должны быть готовы к тому, что эта работа будет долгой и взвешенной".

Глава Минобрнауки РФ Ольга ВАСИЛЬЕВА отметила также, что внедрение НСУР позволит молодым педагогам раньше выйти на профессиональную аттестацию. Вместе с этим, министр особо подчеркнула, что новая система не отменяет заслуги и достижения более опытных педагогов.

Ответы на новые вызовы для системы образования

Президент Педагогической ассоциации "Педагог XXI века" Евгений ЯМБУРГ отметил, что необходимость создания и внедрения системы учительского роста и уровневого профессионального стандарта педагога продиктованы новыми условиями, в которых работают учителя. Современными педагогам нужны новые компетенции, которые зафиксированы в профессиональном стандарте и одновременно отражены в предлагаемых должностях в рамках системы НСУР.

"Уровни НСУР заложены в самом образовательном стандарте. Это важная опорная точка для того, чтобы модель НСУР принималась и обсуждалась. Уровни этой модели не придуманы. Они соотнесены с профессиональным ростом, заложенным в профессиональном стандарте педагога. Эти уровни могут быть прописаны и в горизонтальном, и в вертикальном направлении. И мы получаем два измерения того, как может осуществляться профессиональный рост учителя", – рассказал ректор МГППУ Виталий РУБЦОВ.

Участие профессионального сообщества

Один из основных вопросов, волнующих учителей в контексте НСУР — это система оценки деятельности педагога. "Если проверка сведется к массовому экзамену, могут возникнуть большие сложности. Например, потому что помимо предметной составляющей, учитель участвует и в процессе воспитания учеников, но это практически невозможно учесть в рамках экзамена", – отметила Алла ВОЛКОВА, учитель физики и информатики гимназии № 12 г. Липецка, победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России" – 2015.

Другой важный вопрос: кто именно будет оценивать деятельность учителя? В этом смысле и эксперты, и учителя уверены, что без участия профессионального сообщества, самих учителей, эффективная оценка невозможна.

Во многом для достижения этих целей была создана ассоциация "Педагог XXI века" под руководством Евгения ЯМБУРГА.

Подготовка педагогических кадров

Вторая опорная точка (помимо участия в обсуждении проектов профессиональной общественности) — это то, что новые образцы программ для педагогических специальностей не только уже созданы, но опираются на принципы нового профессионального стандарта педагога.

"Это значит, что будущее поколение учителей будет готовиться в опоре на требования к профессиональным компетенциям", – подчеркнул Виталий РУБЦОВ.

Среди других важных задач ректор МГППУ отметил необходимость проанализировать систему дополнительного образования и продумать систему непрерывного педагогического образования.

Дальнейшее развитие проектов

Главный редактор "Учительской газеты" Петр ПОЛОЖЕВЕЦ предложил создать дорожную карту информационного обеспечения развития проектов для того, чтобы охватить все федеральные округа России и подчеркнул, что проекты можно предложить к обсуждению педагогам-участникам конкурса "Учитель года России".

По словам министра, разработка системы учительского роста будет продолжаться до 2020 года.

По данным "РИА Новости", апробация системы учительского роста пройдет осенью в 13 регионах России. Первыми регионами, которые внедрят эту систему в 2017 году, станут Адыгея, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия, Татарстан, Хабаровский край, Ленинградская, Курганская, Томская, Московская, Ярославская, Волгоградская и Рязанская области.

Своими мнениями и опасениями, связанными с проектами, эксперты и учителя поделились с пресс-службой Университета

Ректор МГППУ, Виталий РУБЦОВ:

— Привлечение к разработке и внедрению системы учительского роста самого профессионального сообщества и есть залог того, что бюрократическая нагрузка на учителя будет уменьшаться, а на первый план выйдет творческий компонент работы педагога. Нам нужно найти такие механизмы вовлечения самих педагогов в реализацию этой модели, которые позволят сделать ее именно их моделью.

Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей ЛУБКОВ:

Мы должны выстраивать национальную систему учительского роста совместно с учительским сообществом. Прежде всего, речь идет о предметных ассоциациях. Кроме того, традиционно так сложилось, что профессиональным развитием учителя активней занимались регионы. С одной стороны это хорошо, а с другой стороны эта система повышения квалификации во многом существовала до сих пор сама по себе, в отрыве от федеральных педагогических вузов. Для того, чтобы новая система была устойчивой, эту автономность надо преодолевать.

Сергей КОЧЕРЕЖКО, заместитель директора школы МДЦ "Артек", победитель конкурса "Учитель года России"2015:

— Необходимо, на мой взгляд, привлечь к разработке этой системы самих учителей, а не только чиновников и управленцев системы образования. Мнение учительской общественности необходимо учесть в рамках широкого обсуждения.

Денис РОЧЕВ, победитель конкурса "Учитель года России"2014:

— Учитель-наставник –  это очень важно. Я помню, когда я только пришел в школу, я был совсем один, и, если бы мне кто-то помогал во всем разобраться, было бы легче. Будет здорово, если новая система поможет наладить такие отношения в коллективе.

Пресс-служба МГППУ