Вся психология в одном университете

Как и зачем в России будут внедрять единые учебники? Итоги дискуссии с участием эксперта МГППУ

Новость

Нужны ли единые учебники по всем дисциплинам на территории страны? Что может дать единое образовательное пространство детям и родителям?

Эти и другие вопросы обсудили эксперты в рамках круглого стола "Государственный образовательный стандарт: какими должны быть школьные учебники?", организованного 31 августа на площадке МИА "Россия сегодня".

В обсуждении приняли участие первый вице-президент Управляющей компании "Просвещение" Михаил КОЖЕВНИКОВ, заведующий кафедрой педагогической психологии МГППУ, доктор психологических наук, Виктор ГУРУЖАПОВ, профессор, эксперт Русского академического фонда Людмила БУКАЛЕРОВА и заместитель ответственного секретаря Координационного совета Национальной родительской ассоциации Лариса САНАТОВСКАЯ.

Модерировала встречу начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере МИА "Россия сегодня" Наталья ТЮРИНА.

"Мы говорим прежде всего о необходимости единого образовательного пространства и необходимости наполнения этого пространства содержанием. У этого единого содержания должна быть какая-то база, обязательная для всех жителей нашего государства", - объяснил Михаил КОЖЕВНИКОВ, подчеркнув, что единая линейка учебников с 1 по 11 класс и должна стать воплощением этого единого содержания.

Эксперт отметил, что концепция единого учебника поможет обеспечить не только преемственность между учебными материалами начальной, средней и старшей школы, но и соблюсти внутрипредметную и метапредметную логику.

Вместе с тем, по словам эксперта, разработка и внедрение такой базы не означает, что единая линейка учебников станет единственной. Каждая школа сможет использовать дополнительную учебную литературу по своему усмотрению.

Многие родители, по словам Ларисы САНАТОВСКОЙ, также заинтересованы в появлении единого учебника. Помимо того, что родители часто недовольны качеством существующих учебных материалов, существуют и другие причины такой заинтересованности. По мнению эксперта, одинаковые учебники упростят процесс смены школы или переезда в другой город, помогут детям из разных уголков страны "говорить на одном языке".

Виктор ГУРУЖАПОВ предложил участникам дискуссии взглянуть на вопрос несколько шире и выделил ряд важных проблем, связанных с этим проектом. Он призвал участников проекта задуматься над задачами, которые образование должно решать в перспективе на 20 лет и отметил, что разработать новую линейку единых учебников будет непросто из-за неопределенности в современных взглядах на содержание образования в целом.

"Образно говоря, не подведена черта, которая отделила бы конец эпохи Просвещения от современности. Непонятно, на каком уровне понимания окружающего мира мы находимся сейчас",  - отметил эксперт. Виктор ГУРУЖАПОВ также заметил, что единый учебник помог бы преподавателям вузов лучше ориентироваться в том, что должны знать выпускники школ.

Разработка линейки новых учебников, единых для всей страны, займет не один год с учетом необходимости ее апробации и коррекции. 

Пресс-служба МГППУ