Вся психология в одном университете

Какие существуют подходы к учету мнения ребенка при принятии решений, затрагивающих его интересы, обсудили в МГППУ

Новость

12 декабря на площадке МГППУ рамках мониторинга реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы состоялся информационно-обучающий вебинар «Подходы к учету мнения ребенка при принятии решений, затрагивающих его интересы». На вебинаре обсуждались вопросы организации защиты прав детей, в том числе специалистами органов опеки и попечительства.

Модератор вебинара – Галина СЕМЬЯ, доктор психологических наук, профессор, член Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, международный эксперт. Комментируя важность поднятой темы Галина Владимировна сообщила:

– Как показали результаты реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, шестое стратегическое направление «Дети – участники реализации Нацстратегии» оказалось самым неэффективным по сравнению с другими. Поэтому принципиально важно в рамках подготовки к Десятилетию детства тему участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, поднять как дискуссионную, потому что ее необходимо обсуждать с разными специалистами. Поэтому сегодняшний вебинар будет посвящен тому, что такое учет мнения ребенка и какие этические требования существуют для реализации различных социальных практик с участием детей. Мы планируем рассказать о том, как обучать специалистов технологиям реализации права ребенка быть услышанным.

Спикерами вебинара выступили Эльвира ГАРИФУЛИНА, руководитель программ Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко и Владимир КАБАНОВ, директор направления по взаимодействию с органами власти Благотворительного фонда «Арифметика добра».

В своем докладе Эльвира Гарифулина, в частности, сказала:

– Для нас как для частного благотворительного фонда важен учет мнения ребенка при принятии решений, затрагивающих его интересы. Дети представляют основную целевую группу, для которой мы работаем. Нашей стране свойственна культура отношения к ребенку, как к объекту. Но когда мы стали привлекать детей к принятию решений, то поняли, что они очень мудрые. Детей у нас в стране 29 миллионов, и не прислушиваться к ним нельзя.

Эльвира Гарифулина подчеркнула необходимость создания системы поддержки и сопровождения детей после того, как им исполнится 18 лет. Она отметила, что очень важно, чтобы специалист работал с ребенком не с позиции ментора, а с позиции сотрудничества с ребенком.

В дополнении к докладу Татьяна ПОДУШКИНА, психолог Центра доказательного социального проектирования Московского государственного психолого-педагогического университета, добавила:

– В России, как и во всем мире, существует большой разрыв между практиками и теоретиками. Наша задача – его сократить. Вторая наша задача – это поиск инструментов для сбора и учета мнения детей особых категорий: это дети с множественными нарушениями, которые не всегда даже могут вербально выразить свое мнение, и дети в конфликте с законом. Этот опыт необходимо накапливать и им делиться.

Комментируя выступления докладчиков, Галина Семья заметила:

– Когда я слушала Эльвиру и Татьяну, я вспомнила пьесу Мольера «Мещанин во дворянстве». Там герой узнает от учителя, что всю жизнь он разговаривал прозой, и приходит в восторг от этого открытия. Так же и здесь. Элементы учета мнения ребенка давно ведь уже присутствовали – например, дети входили в различные советы. Но, может быть, мы не так акцентировали на этом внимание или не использовали их так, как нужно.

Также Галина Семья поделилась важным опытом – использованием детских дневников как инструмента понимания ребенка.

– Детские дневники обладают потрясающим обучающим эффектом. После их прочтения у людей совершенно меняется понимание того, что происходит с детьми. Я использовала их для подготовки психологов и всем рекомендую использовать кейсы на основе того, что пишут сами дети.

Владимир Кабанов в своем докладе отметил:

– Мы действительно должны спрашивать детей. Везде звучит, что с того момента, как ребенку исполнится 10 лет, мы просто обязаны делать это. Но в 14 лет перед ребенком открывается совершенно новое правовое поле, несущее в себе новые права и новые обязанности. Он становится правоспособным субъектом. Данной категории детей нужно уделять особое внимание. И еще нужно помнить о том, что дети станут самостоятельными только если будут принимать решения, касающиеся своей жизни, как можно раньше.

В заключение семинара свою презентацию слушателям представила Галина Семья.

– Хочу обратить Ваше внимание на то, что происходит сокращение количества организаций для детей-сирот, и поэтому мы постоянно переводим детей из одной организации в другую. А учитывается ли при этом мнение ребенка? Что можно сделать, чтобы минимизировать психологические последствия этого перевода? Важно ребенка к этому переводу подготовить.

Всего в вебинаре приняло участие более 700 слушателей онлайн.

Эльвира Гарифулина и Владимир Кабанов дали комментарии корреспонденту пресс-службы МГППУ.

Эльвира Гарифулина:

– У нас большие планы на Десятилетие детства. Мне кажется, что очень важно перейти от слоганов, лозунгов и голословных утверждений к успешной реализации стратегии. Важно выявлять и поддерживать то, что мы называем «практики с доказанной эффективностью». И в этом отношении мне кажется, что, во-первых, нужно не сборники выпускать, а делать открытую базу данных, которая будет постоянно пополняться и будет открыта для любых заинтересованных сторон. Она должна быть прозрачной, понятной и доступной. Во-вторых, участие детей – это действительно пока не очень разработанная тема. Очень важно, чтобы она тоже дальше реализовывалась не раз в год, как на Форуме «Навстречу десятилетию детства», где была представлена площадка «Голос ребенка». Это должно стать практикой нашей реальной действительности, ежедневного общения, взаимодействия с детьми. В третьих, необходимо проработать возможность сопровождаемого проживания для детей, оставшихся без попечения родителей – детей с тяжелой инвалидностью, которые никогда в жизни не смогут жить самостоятельно. Есть опыт других стран, которые прошли этот путь и решили эту проблему. Еще, что интересно, если взять любую тему с решением проблемы сиротства, с поддержкой детства, почему-то забываются реальные результаты, которые приносят пользу детям. Мне кажется, все показатели должны быть сформированы и сформулированы таким образом, чтобы видеть, насколько и как улучшается благополучие детей. Система должна отражать эти показатели, а не сколько детских учреждений закрыто, или сколько прошло мероприятий, повышающих квалификацию специалистов. Это тоже зона развития, причем, на разных уровнях, начиная с членов правительства и профильных министерств, которые за это отчитываются, и заканчивая самими организациями – детскими домами, центрами содействию семейному воспитанию. Все должны работать с результатами, а не с умозрительными мало что значащими категориями.

Владимир Кабанов:

– Надо стараться, прежде всего, уделять внимание кровной семье как можно больше, потому что мы получаем сирот из кровной семьи. И мы работаем уже с тем, что получилось, не с причиной. Конечно, дети должны расти в родной семье. Это самый главный посыл. И уж если мы, общество и государство, не смогли сделать так, чтобы дети оставались в кровной семье, тогда да, нужна замещающая семья. И сегодня замещающая семья – это или приемная семья, или организация для детей-сирот. Но для приемной семьи, опять же, нужно установить более четкие стандарты, вплоть до численности детей, которых она может усыновлять. Потому что, к сожалению, нередки случаи, когда одна семья берет по 12‑15 детей. Такая семья может потратить очень мало времени на воспитание каждого ребенка. Приемных родителей, особенно если они хотят брать много детей, надо специально готовить. Надо, чтобы они могли получить специальное образование. Тем более, воспитатель, надо, чтобы он смог получить образование по семейному воспитанию. Потому что в этой сфере должны работать профессионалы. У нас в клубе приемных родителей в «Арифметике добра», есть родители, которые сделали так, что своих приемных детей они вернули в кровную семью. У нас есть, например, совершенно замечательная семья, которая взяла двух детей с синдромом Дауна, нашла их родителей, помогла им осознать, что такое ребенок с синдромом Дауна, как с ним можно жить достаточно счастливо, передала какие-то технологии, и родители вернули себе право быть родителями своих собственных детей. Но вообще это должно делать государство. Государственная система в сфере сиротства должна быть устроена так, что сиротой ребенок становится только в крайнем случае, когда уже невозможно ничего сделать. В «Арифметике добра» мы занимаемся профстандартом для воспитателя. Профстандарт устанавливает трудовые функции, которые должен выполнять воспитатель семейной группы. Сегодня эти трудовые функции нигде не описаны, не обозначены ни в каких документах. Также мы занимаемся высшим образованием. В МГПУ мы открываем бакалавриат и думаем об открытии магистратуры для методистов в области семейного воспитания. Очень много интересующихся мам. Им интересно углубить свои знания о детях и также получить высшее образование. Такую возможность мы им предоставляем.

Все материалы вебинара «Подходы к учету мнения ребенка при принятии решений, затрагивающих его интересы» размещены на сайте мониторинга Национальной стратегии в интересах детей мониторингнсид.рф. Видеозапись и презентации спикеров находятся в открытом доступе в разделе «Конференции» на странице вебинара

Пресс-служба МГППУ