"Социальный навигатор": Более половины российских детсадов не имеют в штате педагога-психолога
Новость
6 февраля МИА «Россия сегодня» опубликовала результаты исследования "Детские сады России — 2017", которые представили Министерство образования и науки РФ и Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке "Социального навигатора" МИА "Россия сегодня".
Менее половины российских детских садов имеют в штате педагога-психолога, что в среднем составляет 0,69 специалиста на одно дошкольное учреждение, следует из исследования, результаты которого представили Минобрнауки и Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня".
Исследование проводилось по трем основным направлениям деятельности детских садов: условия, созданные для ребенка в дошкольной образовательной организации; профессиональная квалификация педагогов, работающих с детьми; дополнительные услуги, предоставляемые в детском саду. Всего в исследовании приняли участие почти 9 тысяч детских садов из 57 регионов РФ.
"Исследование "Социального навигатора" помогает читателям РИА Новости сориентироваться в массиве информации о дошкольном образовании. Фактически мы создали единую базу данных для выбора дошкольного образования, которая будет полезна как родителям дошкольников, так и специалистам", — сказала руководитель "Социального навигатора" Наталья Тюрина.
Количество и уровень педагогов
Как отмечают авторы исследования, в целом ситуация по детским садам в России весьма далека от положительной.
"Показатель "количество штатных педагогов-психологов" – лишь 4410 (49,2%) детских садов из 8970 имеют в штате педагога-психолога, что в среднем составляет 0,69 специалиста на один детский сад", — говорится в результатах исследования.
Кроме того, количество педагогов со стажем работы от 0 до 5 лет – всего 28,3 тысячи специалистов на почти 9 тысяч детских садов, что составляет в среднем 3,2 педагога на каждый детский сад. Эти значение – минимальное за все время исследований, отмечают авторы. Однако число педагогов с высшим образованием довольное высокое – в среднем это 9,5 педагогов на один детский сад.
"Показатель "привлечение для работы в детском саду педагогов из учреждений дополнительного образования, культуры и спорта (при наличии договора между юридическими лицами)" — на 8970 детских садов пришлось лишь 1777 (19,8%), в которых практиковалось привлечение педагогов из других организаций", — говорится в исследовании.
Условия в детсадах
Помимо этого, лишь треть (31,6%) детских садов имеют в наличии архитектурно-планировочные условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Более половины учреждений (53,4%) получили замечания Роспотребнадзора по исполнению СанПиН.
В разряд "позитивных" результатов попал показатель "наличие медицинских сестер" — в 6727 (75%) детских садах из почти 9 тысяч имеются медицинские сестры.
"Учитывая общий объем региональной выборки и итоговую оценку качества, можно утверждать, что самые лучшие были получены такими регионами как Санкт-Петербург, Ленинградская область, Ставропольский край, а также Красноярский край", — говорится в результатах исследования.
В Московском государственном психолого-педагогическом университете осуществляется подготовка специалистов по программам психолого-педагогического образования, психологии и педагогики дошкольного образования на кафедре дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования.
Факультет является участником целого ряда проектов развития российского образования, в том числе в области дошкольной психологии и образования.
Проблематика исследования широко представлена в научно-исследовательских работах на портале научных журналов psyjournals.ru.