Вся психология в одном университете

В МГППУ эксперты обсудили тему тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ

Новость

5 апреля в МГППУ успешно прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ».

Организатор конференции: Московский государственный психолого-педагогический университет.

Партнеры конференции: Межрегиональная тьюторская ассоциация, РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт», ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО».

Участниками стали более 250 человек  в очном формате и более 300 человек – онлайн.
Конференция  была посвящена обсуждению целей, задач, организационных форм тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ в соответствии с профессиональным стандартом и запросами образовательной практики.

Татьяна КОВАЛЕВА, руководитель проектной тьюторской группы Московского городского педагогического университета (МГПУ), д.п.н., профессор, Президент межрегиональной тьюторской ассоциации, сообщила Пресс-службе МГППУ:

Когда появляется новая профессия, очень много сил тратится на нормативы, которые описывают, как существует профессия, на какие нормы она опирается, как готовят к этой профессии. В этом смысле «Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ» – это крайне важная конференция, потому что она собрала людей, которые уже начали действовать в тьюторской практике. С одной стороны, мы устанавливаем нормы и обсуждаем, что тьюторская профессия привнесла нового в мир педагогических профессий, а с другой стороны, мы обсуждаем, как реально на практике работать и преодолевать существующие проблемы. Основы профессии еще до конца людьми не поняты: тьютор – это похоже на психолога? Это похоже на воспитателя? Это похоже на ассистента? Мы пытаемся понять. И конференции как раз нужны для того, чтобы понять, что тьютор – это новая профессия, тьютор – это не ассистент, не методист и не учитель.

С пленарными докладами на конференции выступили:

  • Татьяна КОВАЛЕВА, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, эксперт ИНО МГПУ д.п.н., профессор – Ресурсность тьюторской позиции в современном образовании;
  • Татьяна ВОЛОСОВЕЦ – директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», д.п.н., профессор – Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»: роль тьютора в образовании детей с ОВЗ;
  • Елена САМСОНОВА, руководитель научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования МГППУ, к. психол. н. – Профессиональная подготовка тьюторов в вузах и организация практики студентов как ресурс для тьюторского сопровождения детей с ОВЗ;
  • Ольга ДОНИЧЕНКО, руководитель ЦПМПК города Москвы – Задачи тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях.

Участники поднимали такие вопросы, как: кто такой тьютор и какие профессиональными компетенциями он должен обладать, что такое профессиональный стандарт и каковы требования к профессии тьютор, какие есть особенности и различия тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастной нормы, какие есть организационные модели и технологии тьюторского сопровождения.

Светлана АЛЕХИНА, проректор МГППУ по инклюзивному образованию:

– Тема тьюторского сопровождения – крайне актуальная тема в развитии инклюзивного образования. Сегодня уже стало понятно, что среди ряда специальных условий, которые школа создает для ребят с особыми потребностями, очень важно индивидуальное сопровождение. Порой ребенок без такого сопровождающего не может справиться со многими задачами, которые ставит перед ним школа. Мы собрали целевую аудиторию именно из тех, кто определяет, что ребенку нужен тьютор – это специалисты-психолого-медико-педагогической комиссии, это те, кто принимает таких людей на работу – в основном, руководители образовательных организаций, и сами тьюторы. Новый профессиональный стандарт, который задает требования к этой новой профессии, сегодня является предельно важным документом, который определяет контуры профессиональной деятельности тьютора в организации и, естественно, зону его ответственности. Проведение такой конференции является первым шагом к тому, чтобы дать ответы на все эти вопросы. Это профессиональная задача – чтобы тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании стало более ясным и отчетливым как с точки зрения требований, так и с точки зрения того профессионального содержания, которое тьютор реализует.

Елена САМСОНОВА, кандидат психологических наук, Руководитель Научно-методического центра Институт проблем инклюзивного образования МГППУ:

В МГППУ мы готовим специалистов, которые могут успешно работать в качестве тьюторов. Наши выпускники факультетов «Клиническая и специальная психология», «Консультативная и клиническая и психология», «Психология образования» идут работать в эту профессию, и их с радостью приглашают. Подготовка тьюторов проводится также Институтом проблем инклюзивного образования по программе повышения квалификации «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ».

В 2017 году Институт проблем инклюзивного образования МГППУ по заказу Департамента образования города Москвы реализовал проект «Организационное и методическое обеспечение тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью». В результате проекта было разработано методическое пособие «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие / И.В. Карпенкова. Е.В. Самсонова, С.В. Алехина, Кутепова Е.Н., под ред. Самсоновой Е.В. М.: МГППУ, 2017. 168 с. и организовано тьюторское сопровождение в рамках практики студентами факультета «Клинической и специальной психологии» МГППУ 33 обучающихся с ОВЗ в 2 образовательных организациях города Москвы ГБОУ «Гимназия №1540» и ГБОУ «Колледж малого бизнеса №4».

Перед началом мастер-классов прошел небольшой блиц – Светлана Алехина попросила каждого спикера коротко обозначить, кем для него является тьютор. Прозвучали такие ответы, как: «Тьютор – это тот, кто всегда на стороне ребенка», «Тьютор – это тот, кто сопровождает», «Тьютор – это тот, кто вместе с ребенком». Затем начался разговор, направление которого определяли три диады: «Тьютор – учитель», «Тьютор – родитель» и «Тьютор – ребенок».

На конференции были проведены мастер-классы по актуальным темам тьюторской практики:

  • Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • Тьюторское сопровождение. Развитие самостоятельности ребенка с ОВЗ;
  • Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ в процессе студенческой практики: кейсы, тренинги;
  • Работа тьютора в модели «Ресурсный класс». Использование методов прикладного анализа поведения;
  • Технологии рефлексивно-деятельностного подхода в работе тьютора.
  • Презентация кейса;
  • Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в Приморском крае;
  • Опыт тьюторского сопровождения детей со статусом ОВЗ в образовательном комплексе – Практика реализации права на тьюторскую поддержку с точки зрения юриста. Лист обратной связи как форма коммуникации между тьютором и родителем.

Пресс-служба МГППУ