В МГППУ 23 апреля прошла XVII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования
Новость
Открыл Конференцию своим вступительным словом первый проректор МГППУ Аркадий МАРГОЛИС. Он заявил:
– Науку делают молодые, но у молодых, как правило, меньше всего ресурсов. Ключевая задача – это поддержка молодых ученых усилиями ведущих вузов – ВШЭ, Казанского федерального университета, Сибирского федерального университета и других. Помощь включает в себя участие в школах молодых исследователей, помощь в публикациях. Недавно наша ассоциация вошла в Европейскую ассоциацию исследователей образования (EERA), и это дает право на значительные скидки на участие в европейских конференциях. Также мы будем думать о системе грантов.
Пленарную часть заседания продолжил Исаак ФРУМИН, научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики»:
– Я серьезно отношусь к подобного рода конференциям, потому что именно оттого, какие мы сегодня заложим вопросы и интересы для молодых исследователей, будет зависеть будущее нашей науки. Как сделать так, чтобы они помогли повышению вклада и развитию образования? Очень просто: надо брать в качестве предмета исследования действительно актуальные и сложные вопросы.
С докладом выступил также Александр ФЕДОРОВ, ректор ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина («Мининский университет»):
– Такой тип мероприятий важен, во-первых, для межпоколенческого взаимодействия исследователей, во-вторых, для актуализации тематики исследований, а в-третьих, для поиска новых, иногда неожиданных решений. Ассоциация исследователей образования возникла с целью заполнить некоторые дефициты и выйти на новые уровни осмысления. Поэтому я надеюсь, что Ассоциация продолжит развиваться и станет действительно влиятельной силой в определении проблематик и дизайна современных исследований. Насчет того, каким образом работать с кадровой потребностью и регулированием кадровых проблем региональных педагогических сообществ, на данный момент сложилась уникальная ситуация. Сформированы представления о всех разрывах и вызовах, создана вариативная модель действия, которая может быть применена практически к любой кадровой ситуации в регионах. Я считаю, что дело за малым – за политическими решениями и за финансированием того, что уже было создано в рамках программы модернизации высшего педагогического образования за последние 4 года.
Участников конференции приветствовала Людмила САВИНОВА, заместитель директора Института детства РГПУ им. А.И.Герцена:
– В институте детства РГПУ им. А.И. Герцена мы всегда очень рады молодым исследователям и уделяем достаточно много внимания тому, чтобы они почувствовали себя увереннее, чтобы быстрее включились в исследовательскую деятельность. Именно с этой целью был организован в этом году проект «Современное детство. Штрихи к автопортрету», который был реализован магистрантами первого курса. Нужно сказать, что современные исследователи – смелые, современные исследователи – первооткрыватели: они не любят читать классическую литературу, они хотят сделать свои выводы и уже на основании их сравнивать то, что можно найти в других источниках. Современные исследователи умеют отстаивать свою точку зрения и готовы парировать в разного рода диалогах, и они очень серьезно относятся к тем исследованиям, которые проводят. Они не боятся ошибок и не боятся другим указать на те ошибки, которые они допустили. Мне кажется, что такие конференции позволяют увидеть друг друга, начать диалог, взаимодействие.
Лейсан КАЮМОВА, сотрудник кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета:
– Мероприятия подобного рода очень полезны и для формирования личности будущего педагога, и для создания определенной базы опыта, в том числе, опыта научного. Именно на таких мероприятиях аспиранты и магистры находят свои научные темы, и происходит своего рода аккумуляция нового знания. По моему мнению, педагог должен обладать определенными знаниями и навыками по формированию безопасной образовательной среды и по обеспечению собственного здоровья. Современная среда неоднородна, нестабильна, и будущий педагог-психолог должен чувствовать изменения среды и быть готовым к ним. Человек должен быть мобильным, искать новые формы, методы, которые будут способствовать развитию и становлению личности ребенка.
Комментарий из первых уст Пресс-службе МГППУ дал молодой исследователь образования Евгений ТУЛЯКОВ, студент 1 курса факультета «Информационные технологии»:
– Данная конференция дает мне определенный опыт – в первую очередь, выступления на публике, и вообще это довольно полезно. Я студент 1 курса факультета ИТ, специализация «Математическое обеспечение администрирования информационных систем». Я уже не первый раз участвую в подобных мероприятиях, и сегодня я выступил на секции «Цифровые технологии в образовании» с докладом «Математический тренажер для людей с глубоким нарушением зрения». Это программа, позволяющая людям с нарушениями зрения тренироваться в выполнении различных математических заданий. После окончания университета я планирую работать по специальности.
На секции «Философия, социология и управление в образовании» выступила Октябрина СТЕПАНОВА (МГППУ), она уделила особое внимание вопросам мотивации:
– Мотивация – это совокупность внутренних и внешних факторов, движущая сила деятельности человека. Она определяет профессиональное развитие педагога и его содержание. Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Если преобладает внешняя мотивация, это приводит к искажению профессиональной личности педагога, подавленности, профессиональному выгоранию.
На секции «Дошкольное образование» с актуальной темой выступила Татьяна КУЗНЕЦОВА (МГППУ). Она представила результаты исследования влияния компьютерных игр на произвольное внимание старших дошкольников:
– В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста: 5-7 лет. В течение 25 минут они должны были играть в игры одного вида: развивающие (пазлы, поиск отличий на картинках), симуляторы (игра в доктора, в повара) или аркады. Исследовались показатели произвольного внимания. В итоге развивающие игры показали наилучший результат, после игры в симуляторы показатели не изменились, и, наконец, после игры в аркады показатели внимания ухудшились. А такой показатель, как произвольное переключение внимания, после компьютерных игр в целом у испытуемых улучшился.
Анна ШВЕДОВСКАЯ, руководитель секции «Психологические исследования в образовании», после основных докладов подвела итоги дня. Она сказала:
– В основном в нашей секции обсуждение вращалось вокруг школьной тематики, подростков. Мы говорили о коммуникативной адаптации. Это такой термин, который, с одной стороны, однозначен, но, с другой стороны, он настолько распространен в исследованиях, что имеет несколько смыслов. Также мы затрагивали тему переживания одиночества. Этот феномен всегда рассматривается с негативной стороны, но он же может быть и ресурсом. Можно попробовать найти в нем и положительные стороны. У нас был доклад на тему такого феномена, как «хикикомори». Это целое поколение молодых людей, отказывающихся от социальной жизни и, зачастую, стремящихся к крайней степени социальной изоляции и уединения. Можно поразмышлять, а нет ли в этом страха социума, страха непонимания? Обычно «хикикомори» вырастают в тех семьях, где не до детей. Родители заняты, нет родительского контроля, и ребенку нет ни до чего дела.
Пресс-служба МГППУ