21 сентября в МГППУ прошел Всероссийский научно-практический семинар на тему «Структурированный подход TEACCH® в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»
Релиз
Всероссийский научно-практический семинар на тему «Структурированный подход TEACCH® в работе с детьми с РАС»
Семинар был организован Министерством просвещения Российской федерации, Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ), Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) МГППУ (далее — ФРЦ). Партнером семинара выступил Фонд «Институт ускорения экономического развития («Рыбаков Фонд»)», программа «Равенство возможностей».
В семинаре приняли участие более трехсот человек из тридцати одного региона РФ, - среди них были представители ресурсных центров и общественных организаций, специалисты системы образования, здравоохранения, социальной защиты, а также родители детей с РАС.
Целью проведения семинара было информирование специалистов об основных принципах, философии и стратегиях обучения, применяемых в рамках структурированного подхода TEACCH® в работе с детьми с РАС. Российские специалисты проявили огромный интерес к семинару: большая аудитория МГППУ едва могла вместить всех участников, приехавших послушать Анне ХОЙСЛЕР (Anne Haussler), - основателя и директора центра Team Autismus GbR (Майнц, Германия), терапевта TEACCH® подхода. Поэтому для всех, кто хотел ознакомиться с этим подходом, велась прямая видеотрансляция.
Артур ХАУСТОВ, директор ФРЦ, главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития» в своей приветственной речи к участникам семинара отметил, что подход TEACCH® весьма эффективен для структурирования деятельности детей с РАС и их последующей интеграции в образовательные организации. Однако, несмотря на растущую потребность в развитии системы помощи людям с РАС в России, этот подход пока не получил широкого распространения в нашей стране. Именно поэтому ФРЦ и «Рыбаков Фонд» выступили с инициативой проведения семинара, в рамках которого российские специалисты имеют возможность ознакомиться с историей, концепцией и технологией работы структурированного подхода TEACCH®.
Представитель «Рыбаков Фонд», руководитель программы «Равенство возможностей» Наталия КИСИЛЕВА подчеркнула, что одной из главных задач программы является введение новых практик, знакомство россиян с передовыми технологиями в области инклюзивного образования. Партнерство «Рыбаков Фонд», программы «Равенство возможностей» с ФРЦ и МГППУ как раз направленно на достижение этих целей. И совместно организованный бесплатный семинар в первую очередь ориентирован на то, чтобы ознакомить специалистов с методиками и практиками в обучении детей с РАС. Наталия КИСИЛЕВА выразила надежду, что подход TEACCH® даст возможность по-новому посмотреть на вопросы организации инклюзивной образовательной среды, будет полезен участникам семинара и поможет детям с РАС в России. Она также отметила, что проведение семинара — это первый шаг в освоении технологий TEACCH® в нашей стране, рассказала о дальнейших планах работы в этом направлении.
Артур ХАУСТОВ передал официальные благодарности от ФРЦ за партнерство, в частности организацию семинара, лично Наталии КИСИЛЕВОЙ, а также президенту «Рыбаков Фонд» Елене УЛЬЯНОВОЙ. Подход TEACCH® первоначально был разработан специалистами Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, США в семидесятые годы. С тех пор подход развивался, дополняясь новыми исследованиями. На сегодняшний день TEACCH® - целостный подход, в рамках которого практикуется структурированное обучение, основанное на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма. Это определенные условия, система организации среды обучения для детей с РАС, развития у них необходимых навыков и помощи в понимании требований учителя.
Анне ХОЙСЛЕР - являющаяся аффилированным независимым специалистом в подходе TEACCH®, и обладающая двадцатипятилетним опытом его применения, рассказала об основных принципах и методах подхода, продемонстрировала конкретные примеры практики работы с детьми. Она отметила, что концепция подхода основана на убеждении, что когнитивные функции и восприятие детей с РАС не дифицитарны, - они принципиально иные, и заслуживают отдельного внимания.
Методы TEACCH® способствуют лучшему пониманию и более эффективному взаимодействию между специалистами, родственниками и детьми с РАС. Одной из главных целей работы в рамках подхода TEACCH® является раскрытие любого потенциала, заложенного в детях с РАС.
Методы, используемые в работе направлены как на структуризацию среды обучения, так и на развитие навыков обучающихся. Слушатели семинара, делясь своими впечатлениями, говорили об острой потребности во внедрении такого подхода, как TEACCH® - он учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, его предпочтения, интересы и потребности, нацелен на создание такой среды обучения, которая минимизирует стресс, ориентирован на формирование максимальной независимости у детей и повышает качество их жизни.
В завершении Артур ХАУСТОВ выразил общее мнение собравшихся о блестяще проведенном семинаре и вручил благодарственное письмо Анне ХОЙСЛЕР.
Пресс-служба МГППУ