Фильм "Комиссар" ржиссера Александра Аскольдова посмотрели и обсудили на заседании кружка "Советская история через призму советского кинематографа"
Новость
18 марта проведено очередное заседание кружка «Советская история через призму советского кинематографа» на тему «Фильм Александра Аскольдова «Комиссар». В начале занятия руководитель кружка СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ рассказал о судьбе Александра Аскольдова, о запрете его фильма и о "запрете на профессию" его создателю, о том, как кинокартина в итоге попала на советский экран в разгар «перестройки». Далее состоялся просмотр фильма с последующим обсуждением, в котором приняли участие все присутствовавшие студенты МГППУ (10 человек с 1-3 курсов факультетов "Социальная психология", "Психология образования", "Клиническая и специальная психология"), студенты НИУ ВШЭ.
С. Соловьев, отвечая на вопросы, рассказал об истории Гражданской войны, о том, насколько фильм отражает реалии этой трагической страницы отечественной истории. Участники занятия во время обсуждения сравнивали фильм с рассказом В.С. Гроссмана «В городе Бердичеве», который лег в основу сценария, но был принципиально изменен автором фильма.
Существенное место в дискуссиях кружка заняла тема выбора, который совершила героиня фильма. Большинство участников обсуждения не поддержали распространенную трактовку финала картины, согласно которой Вавилова отказалась от ребенка в пользу коммунистической идеи. Скорее напротив, полагает Соловьев, долг комиссара и долг матери сливаются в этом выборе в единое целое, заставляя героиню пойти на смерть.
Многие обратили внимание на использование автором фильма христианской символики. Фильм начинается со сцены, в которой мимо статуи богоматери двигается отряд красноармейцев, а главная героиня так же, как и богородица, испытывает муки из-за судьбы ребенка. Еще один намек на богоматерь содержится в имени жены главного героя Ефима Магазанника - Марии. Активно обсуждались на заседании кружка особенности художественного языка фильма, его образность и многоуровневый способ повествования, нетрадиционная смена планов, переходы от реализма к притче и обратно, постоянно происходящие в картине.
Отдельно обсуждался вопрос, с которым связана главная причина запрета фильма. Речь идет о трактовке в нем проблемы антисемитизма. Белое движение, одним из главных элементов идеологии которого был антисемитизм, не случайно связывается в фильме "Комиссар" с Холокостом Второй мировой войны. Но дело тут не только в исторических параллелях. Автор фильма показывает, как отказ от сопротивления может обернуться возможностью массового истребления. В конце встречи С. Соловьев подвел итог обсуждения и рекомендовал студентам прочитать фрагменты воспоминаний Аскольдова, приведенные, в частности, в статье С. Соловьева и Д. Субботина «Против раковой опухоли человечества».