Итоги Зимней психологической школы «Реальное и виртуальное общение: возможности и риски» факультета «Психология образования»
Новость
3 и 4 февраля состоялась Зимняя психологическая школа «Реальное и виртуальное общение: возможности и риски» факультета «Психология образования».
В рамках Школы студенты программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры под наставничеством руководителей магистерских программ факультета работали над созданием научно-исследовательских проектов в области психологии реального и виртуального общения. В совместной деятельности были созданы проекты, которые отражали направленность магистерских программ факультета и тему Зимней научной школы.
Команда исследователей программы «Психология и педагогика дошкольного детства» говорила о рисках излишнего приобщения к виртуальному миру в дошкольном детстве. Ребята выделили опасные для детского развития аспекты чрезмерного обращения к гаджетам у дошкольников: гиподинамия, отсутствие навыков реального взаимодействия со сверстником, отсутствие навыков реальной игры, которая является одним из главных условий благополучного развития дошкольника. Для профилактики раннего приобщения к миру виртуальной реальности студенты-разработчики проекта придумали замену популярных виртуальных игр их реальными аналогами, при этом снимающими ограничения и риски виртуального мира.
Команда программы магистратуры «Психология развития» посвятила свое исследование проблеме «Виртуального Я» и самопрезентации личности в социальных сетях. В рамках проекта студентами были подобраны определения рабочих понятий, обозначены ключевые аспекты проблемы соотношения «Я-реального» и «Я-виртуального». В результате работы студенты представили алгоритм рефлексии образа "Я" в социальных сетях – «Открой для себя виртуальное Я!».
Проект магистерской программы «Психологическое благополучие в детско-юношеском возрасте» студенты посвятили изучению возможностей и рисков развития позитивных отношений подростков в on-line коммуникативной среде, что имеет особое значение для будущих педагогов и психологов образования. Ребята определили понятия «психологическое благополучие», «позитивные отношения», «возрастные задачи развития»; установили факторы формирования позитивных отношений у подростков в реальной и цифровой среде; представили в наглядной форме сравнительный анализ возможностей, преимуществ и рисков для развития позитивных отношений подростков в реальной и цифровой средах; разработали модель развития позитивных отношений подростков в современных условиях цифровой реальности (цикл психопрофилактических занятий). Итогом работы подгруппы стал исследовательский проект развития позитивных отношений подростков в современных условиях цифровой реальности.
В команде исследователей магистерской программы «Школьная психология» изучали возможные проблемы, с которыми могут столкнуться подростки в виртуальной среде, и искали пути решения этих проблем. Студентами представлен проект профилактической программы, направленной на минимизацию рисков, вызванных виртуальной коммуникацией, которая способствует развитию образа "Я"; повышению уровня самооценки; развитию собственной идентичности; развитию навыка по управлению временем, проводимого в социальных сетях.
В рамках проекта программы магистратуры «Педагогика и психология воспитания», студенты исследовали проблему возможностей и рисков онлайн образования. Одним из минусов онлайн образования студенты обозначили отсутствие межличностной коммуникации и передачи образцов поведения, закрепленных в обществе. Для преодоления этих рисков студентами был предложен проект программы-приложения интерактивного помощника, способствующего развитию у школьников духовно-нравственных ценностей и освоению навыков успешной межкультурной коммуникации.
Важным итогом работы Зимней психологической школы факультета «Психология образования» стали не только проекты участников, но и бесценный опыт профессионального взаимодействия в процессе коллективной научно-исследовательской деятельности.