Вся психология в одном университете

Отчёт о научной дискуссии «О приоритетах в формах и содержании дополнительного образования...»

Новость

19 января 2012 года в Московском городском психолого-педагогическом университете прошла научная дискуссия, целью которой являлось определение приоритетов в формах и содержании дополнительного образования педагогических работников образовательных учреждений Университетского округа в современных условиях.

В дискуссии приняли участие руководители и представители структурных подразделений МГППУ и образовательных учреждений г. Москвы, входящих в Университетский образовательный округ.

С приветственным словом к участникам дискуссии обратился начальник отдела по работе с Университетским округом Новиков Василий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор. Он отметил, что дискуссия проводится в соответствии с планом работы Совета Университетского округа МГППУ. В порядке вступительного слова В.Н. Новиков назвал основные обстоятельства, обуславливающие актуальность дискуссии, а также перечислил основные вопросы и задачи, которые желательно обсудить и учесть в ходе её проведения.Подробнее

По первому вопросу «Потребности педагогических работников в дополнительном образовании в контексте реализации госстандартов начального и основного общего образования» выступила заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов ГОУ Прогимназия № 1733 Акатова Марина Вячеславовна. Она ознакомила участников дискуссии с особенностями работы с детьми начальных классов и проблемами, которые возникают в образовательном процессе. Главная из них, по её мнению, — это незнание и неумение вновь пришедших молодых педагогов (вчерашних выпускников педвузов) организовать эффективную проектно-исследовательскую деятельность с младшими школьниками. А это — одно из основных требований нового школьного стандарта.

Также М.В. Акатова предложила:

  •     увеличить количество мест в очной магистратуре МГППУ (в 2011 году от прогимназии из трёх педагогов поступил только один);
  •     рассмотреть возможность открытия в МГППУ курсов (модулей) повышения квалификации по таким вопросам как:
  •         работа с родителями (знание основ разрешения конфликтных ситуаций, знание прав ребёнка и других юридических вопросов);
  •         содержание и технологии работы классного руководителя;
  •         формирование личности младшего школьника средствами музейной и театральной педагогики;
  •         современные информационно-компьютерные технологии (ноутбук, планшет для рисования, электронный журнал, программы работы с таблицами и т.п.). Полный текст выступления


Далее выступил заведующий кафедрой обществознания, экономики и права, учитель русского языка школы-интерната «Интеллектуал» Луховицкий Всеволод Владимирович. Он выделил две проблемы, на которые нужно обратить внимание.

Первая — заключается в том, что большинство преподавателей не имеют специального психолого-педагогического образования и, как следствие, не знают технологию обучения. А это очень важно, особенно в работе с одарёнными детьми. Учитель знает содержание предмета, но ему не хватает элементарной технологии подачи. Было бы неплохо, если бы Университет организовал соответствующие курсы.

Вторая проблема связана с информационно-компьютерной грамотностью. Как научить детей грамотно работать с интернетом? Как собирать и анализировать информацию? Как её фильтровать? Какими сайтами пользоваться, а какими — нет? Этим и многим другим вопросам в области работы с интернет-информацией сначала надо научить педагогических работников школы.

О содержании программ повышения квалификации, разработанных факультетом Социальной педагогики МГППУ, ознакомила слушателей заместитель декана по внеучебной работе Астемирова Ольга Николаевна. Она акцентировала внимание на том, что программы повышения квалификации построены с учётом основных положений ФГОС II поколения начальной и основной общеобразовательной школы. Презентация

В ходе обсуждения первого вопроса выступили:
Пазынин Валерий Вячеславович — учитель русского языка Лицея № 1553 «Лицей на Донской», кандидат филологических наук, лауреат Премии Президента РФ, озвучил важнейшую, на его взгляд, проблему учителя общеобразовательной школы, а именно: как научить ребёнка учиться? Решить данную проблему, по его мнению, можно только тогда, когда учитель овладеет педагогическими технологиями проектирования и реализации образовательного процесса. Университет, наверняка, может организовать подобные курсы для педагогических работников общеобразовательной школы.

Предложение В.В. Пазынина о необходимости психолого-педагогического образования учителей общеобразовательной школы, которые испытывают трудности в организации учебного процесса, поддержала Соколова Лариса Эдуардовна — заместитель директора по учебно–воспитательной работе Гимназии № 1530 «Школа Ломоносова», кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации. При этом она отметила, что особое внимание следует уделить изучению особенностей работы с детьми, поступившими в 1-й класс, а также с пятиклассниками и десятиклассниками. Опыт показывает, что это особые периоды в жизни детей, обусловленные их возрастом, потребностями, содержанием деятельности. Знание их специфики необходимо и учителю, и родителям.

Куклина Татьяна Владимировна — заместитель директора по учебно-методической работе Гимназии № 1540, кандидат педагогических наук сообщила, что у них в гимназии достаточно давно введён в практику образовательного процесса метод подготовки проектов. Накоплен, по её мнению, неплохой опыт этой работы, имеются соответствующие технологии проектно-исследовательской деятельности, которыми они рады поделиться с участниками Университетского округа.

Богданова Татьяна Анатольевна — доцент кафедры «Психологическая диагностика и консультирование» факультета психологии Южно-Уральского Государственного Университета, кандидат психологических наук отметила, что образовательный процесс — это, прежде всего, диалогический процесс, основными субъектами которого являются преподаватель и обучающийся. И, в первую очередь, необходимо развивать личностный потенциал педагога. Личность может воспитать только личность. И подготовка учителя должна осуществляться на той же теоретико-методологической базе, на которой разработаны новые стандарты общеобразовательной школы.

Гордон Маргарита Михайловна — научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодёжи с особенностями развития и инвалидностью ИПИ(И)О МГППУ, предложила рассмотреть в качестве одной из форм повышения квалификации стажировки. По её мнению, их проведение можно было бы организовать в образовательных учреждениях Университетского округа, в которых накоплен инновационный потенциал по соответствующим направлениям (в определённых областях) деятельности. Подобные стажировки стали бы существенным прикладным дополнением к теоретическому обучению педагогических работников.

Савельева Ольга Владимировна — доцент кафедры педагогической психологии факультета Психологии образования МГППУ, кандидат психологических наук, в порядке реплики обратила внимание коллег на то, что по многим из названных проблем на факультете Повышения квалификации МГППУ разработаны соответствующие дополнительные образовательные программы. Она порекомендовала более подробно ознакомиться с ними на сайтах факультета и Университетского округа (каталог образовательных программ).

По второму вопросу «Структура и содержание потребностей в дополнительном образовании педагогических работников учреждений среднего профессионального образования» выступила Алексеенко Марина Николаевна — заместитель директора по научно-методической работе ГОУ СПО Технологический колледж № 21. Она отметила, что в настоящее время инженерно-педагогические работники колледжа проходят в МГППУ переподготовку по программе «Психолого-педагогические основы работы в колледже» (554 часа). Программа модульная, составлена с учётом потребностей колледжа. Её необходимость обусловлена отсутствием у многих преподавателей и мастеров производственного обучения специального психолого-педагогического образования. На аналогичный подход со стороны Университета администрация надеется и в отношении обучения воспитателей колледжа, особенно в вопросах работы с девиантными подростками и детьми-сиротами. Подробнее

Трембачева Ольга Васильевна — заместитель директора по социальным вопросам ГОУ СПО Строительный колледж № 26, дала краткую характеристику своего учреждения и обратила внимание на тот факт, что в общежитиях колледжа проживают 160 детей-сирот, многие из которых склонны к асоциальному поведению. Очевидно, что для эффективной работы с данной категорией обучающихся необходимы не только терпение и выдержка педагогов, но и специальные методы и технологии психолого-педагогического воздействия. Также работники колледжа нуждаются в повышении квалификации по вопросам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Подробнее

Тему работы с трудными подростками продолжила педагог-психолог Кадетской школы-интерната № 69 «Второй Московский кадетский корпус» (МЧС) Фёдорова Василиса Владимировна. По её мнению, каждый работник, а тем более педагог, должен иметь специальное образование или квалифицированную подготовку в сфере работы с трудными подростками. Причём, факт такого образования или подготовки должен подтверждаться соответствующим документом, дипломом или сертификатом.

Включившись в дискуссию, Селенина Екатерина Вадимовна — старший научный сотрудник лаборатории психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства МГППУ, сообщила слушателям, что их лаборатория работает над многими из тех проблем, которые сегодня назывались. В частности, лабораторией подготовлены технологии оказания помощи воспитанникам и выпускникам учреждений для детей-сирот и замещающих семей, работы с детьми с ОВЗ. Необходима интеграция работы с такими категориями детей в рамках Университетского округа.

Светлова Ирина Павловна выступила не только как сотрудник Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, но и как мать троих детей, которые обучались в разных образовательных учреждениях. Она обратила внимание участников дискуссии на слабую работу педагогов и учителей по формированию мотивации детей к учёбе. Педагогических работников необходимо учить, как формировать и развивать мотивацию к учёбе у детей разного возраста. И такие методики и технологии в Университете имеются.

По третьему вопросу «Возможности МГППУ в удовлетворении образовательных запросов педагогических работниковУниверситетского округа» выступил начальник отдела по работе с Университетским округом Новиков Василий Николаевич. В своём выступлении он дал краткую характеристику дополнительных образовательных программ, которые целесообразно использовать с целью переподготовки и повышения квалификации педагогических работников Университетского округа. Также В.Н. Новиков ознакомил участников дискуссии с содержанием магистерских программ, открытых в МГППУ по направлению 050400 — психолого-педагогическое образование. Данные программы, по его мнению, наиболее продуктивны в плане усиления психолого-педагогической подготовленности работников общеобразовательной школы и учреждений среднего профессионального образования. Подробнее

В заключение научной дискуссии были выделены образовательные программы (магистерские, переподготовки и повышения квалификации), которые наиболее адекватно отвечают актуальным образовательным потребностям педагогических работников общеобразовательной школы и учреждений среднего профессионального образования.

Также на 27 января с.г. запланировано рабочее совещание сотрудников отдела по работе с Университетским округом и факультета Повышения квалификации по психологии МГППУ по определению возможных направлений совершенствования дополнительного образования с учётом результатов дискуссии.