Что может сделать учитель для предотвращения трагедии: интервью экспертов МГППУ редакции Skillbox
Новость
Сейчас многие говорят, что педагогам нужно больше внимания уделять сложным детям, чтобы избежать трагедий, подобных казанской. Но что может учитель? Доценты кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ Варвара Делибалт и Наталья Богданович помогли редакции Skillbox разобраться с этим вопросом.
Можно ли, не будучи профессиональным психологом или психиатром, распознать среди своих учеников того, кто вынашивает решение о нападении?
Выявлением готовящихся и прогнозированием возможных преступлений занимаются правоохранительные органы. Это, конечно, не входит в компетенцию педагогов и психологов разных специализаций. Они в данном случае могут заметить только некоторые индикаторы риска, а риск указывает лишь на вероятность поступка.
На развитие того или иного состояния, формирование поведения влияет достаточно много факторов. В этом и состоит одна из проблем прогнозирования и профайлинга. Многое зависит от сочетания риска и уязвимости человека к определённым триггерам.
Однако факторы риска и уязвимости проанализировать можно. Специалисты факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), совместно с коллегами из Центра экстренной психологической помощи МГППУ разработали Навигатор профилактики и памятки по различным видам отклоняющегося или, как его называют по-научному, девиантного поведения. В нём указаны признаки раннего проблемного, зависимого, рискованного, агрессивного, суицидального и самоповреждающего, делинквентного поведения, на которые может обратить внимание педагог. Там же приведены алгоритмы действий и даны рекомендации по взаимодействию с ребёнком и его семьёй.
То есть в вашем Навигаторе профилактики перечислены признаки, которые однозначно указывают на потенциальную опасность подростка?
Конечно, нет! Эти признаки всегда должны рассматриваться в совокупности, чтобы избежать стигматизации детей, чьё поведение несколько отличается от условной нормы.
Например, сейчас много говорят о том, что напавший на школу в Казани был очень тихим парнем, но это не должно привести к тому, чтобы всех интровертов заклеймили как способных к насилию.
Конечно, если подросток внезапно начинает интересоваться оружием, хотя ранее не занимался спортом или хобби, в котором оно используется, открыто пишет в социальных сетях о планируемом нападении, то это серьёзные индикаторы, требующие вмешательства специалистов. В том числе это сигнал того, что подросток и сам нуждается в помощи.
Допустим, есть основания полагать, что у подростка опасные замыслы. Но доказательств, чтобы подать в правоохранительные органы сигнал о готовящемся преступлении, нет. Что делать педагогу?
В первую очередь необходимо очень деликатно и тактично поговорить с родителями, ведь они — законные представители подростка, и ребёнок неотделим от семьи.
Если у педагога появились опасения, важно очень внимательно отнестись к этому подростку, поскольку за тревожными признаками могут скрываться длительный буллинг, бойкотирование, проблемы психоэмоционального состояния. В Навигаторе профилактики мы описали общий алгоритм действий. Если случай подразумевает хотя бы малейшую потенциальную угрозу для здоровья (физического и психологического) или ученик ведёт себя агрессивно систематически, то необходимо:
- вынести этот случай на консилиум с другими специалистами школы;
- обсудить ситуацию со школьным психологом и представителем школьной службы примирения/медиации, если она есть;
- аккуратно поговорить с родителями или опекунами о том, что они наблюдают дома, как видят своего ребёнка;
- совместно с другими специалистами школы разработать программу психолого-педагогических и педагогических мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию агрессивного поведения, помощь жертве, сплочение учебного коллектива. При необходимости можно привлечь специалистов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, представителей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства;
- если подросток размещает угрозы на своей публичной странице в соцсетях — отправить запрос администрации сервиса, чтобы страницу заблокировали. Либо надо вынести на психолого-педагогический консилиум предложение обратиться в правоохранительные органы с той же целью.
Очень важно через некоторое время проконтролировать ситуацию, чтобы убедиться, что динамика агрессивных проявлений идёт на спад.
Читайте статью полностью на сайте Skillbox