Мой путь в психологию: с благодарностью о Людмиле Филипповне Обуховой
Интервью
Фото: Ирина Коробченко
Психолог Ирина Коробченко поделилась своими воспоминаниями о студенческих годах:
- Я бы хотела рассказать о взаимодействии со своим учителем и научным руководителем – Людмилой Филипповной Обуховой.
К Людмиле Филипповне я пришла примерно на третьем курсе, и наша с ней деятельность началась стандартно: с того, что я искала для себя тему курсовой работы, чтобы затем последовательно оформить её в диплом. На тот момент у меня был маленький ребенок – мой младший сын. Людмила Филипповна сказала мне тогда, что нет ничего ценнее, чем дневниковые записи родителей, которые осознанно наблюдают на развитием своих детей. Так, на протяжении третьего и четвертого курса мы с ней вели и разбирали дневниковые записи, где описывали моменты становления личности через развитие мышления.
В качестве опорной научный руководитель дала мне работу Маргет Кёчки, венгерской ученой-психолога, которая тоже обучалась у Людмилы Филипповной и вела наблюдение на своими двумя детьми. Собственно, в этой ситуации оказалась и я.
К диплому мы перешли к теме самооценки и её связи с обучением в разных типах школ. Так получилось, что благодаря контактам и связям я получила доступ в платную школу, на базе чего смогла получить уникальный материал. При экспериментальном сравнении детей и их самооценки с образовательной школой нам удалось получить очень интересные данные. Мы выделили, что самооценка учеников платных школ существенно отличается от учеников общеобразовательных.
Поскольку критерии для диплома были достаточно размытыми, в чём конкретно заключаются эти преимущества, мы так и не описали. Но по сути, заключение, что платные школы всё-таки создают те условия, когда может сформироваться достаточно адекватная самооценка учащихся, явилось основным.
Выборка была небольшой, но, тем не менее, коэффициент корреляции показал существенные различия.
На защите мне сказали, что этот материал уникален. Поэтому длилась она недолго, но успешно. К сожалению и по понятным причинам, больше меня в платную школу не пустили, и дальше разрабатывать тему я не сумела. Но понятно одно: те условия, которые предоставляются в школе напрямую влияют на показатель самооценки.
В качестве рекомендации мы с Людмилой Филипповной вывели: нужно улучшать и оздоравливать условия внутри школы, ведь это напрямую влияет на личностный стержень. Так, эти данные весьма актуальны и сегодня.
Людмила Филипповна всегда ратовала за то, чтобы в семье велись наблюдения. Я как мать, но и я как психолог. Именно на подобном качественном материале успешно строилась, шаг за шагом, отечественная ( и не только) возрастная и педагогическая психология, а стала непосредственным участником процесса.