О детях, пострадавших в ходе вооруженного конфликта в Южной Осетии
Новость

Image_2
В период с 30 августа по 3 сентября 2008 г. сотрудники Московского городского психолого-педагогического университета и Психологического института РАО находились в командировке в г.г. Владикавказ (Северная Осетия) и Цхинвал (Южная Осетия).
Цель поездки рабочей группы – анализ психологического статуса и уровня травматизации детей, пострадавших в ходе конфликта в Южной Осетии, и первичная оценка масштабов психологического ущерба, причиненного субъектам системы образования.
В задачи группы входило:
1. Используя скрининговые методы, беседы, интервью и др., провести социально-психологический анализ ситуации, сложившейся в зоне грузино-южноосетинского конфликта, по возможности, оценить объем и характер психологического ущерба, нанесенного в ходе конфликта детям и их семьям.
2. Определить стратегию и направление оказания помощи детям, пострадавшим в ходе грузино-южноосетинского конфликта.
3. Сформулировать предложения об оказании психологической помощи детям и их семьям, пострадавшим в ходе грузино-южноосетинского конфликта.
В процессе работы в ходе обследования оценивался и документировался психологический ущерб, нанесенный детям и подросткам, семьям и педагогам образовательных учреждений. Обследование проводилось в школах №№ 5,6 в г. Цхинвал и школах №№ 1, 3, 19 во Владикавказе (в том числе, одна грузинская школа). Данные обследования пилотной выборки документированы аудио-, видеозаписью и протоколами 58 случаев нарушения социопсихического функционирования пострадавших в ходе конфликта в Южной Осетии. В результате обследования получены достоверные данные об особенностях посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) среди детей и семей, проживающих на территории Южной Осетии, а также беженцев, временно находящихся на территории Северной Осетии. Всего было обследовано 26 детей и 32 взрослых. Из них в тяжелом состоянии находятся 8 детей и 10 взрослых.
Обобщение материалов обследования и анализ полученных данных позволяют дать предварительную оценку объема и характера психологического ущерба, нанесенного в ходе конфликта детям республики Южная Осетия и их семьям, в частности:
1. Выявлена практически 100%-ная травматизация детей и подростков. Каждый из обследуемых пилотной выборки проявил симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), при этом почти 30% детей и подростков могут быть отнесены к уровню травматизации высокой степени тяжести. Эти данные позволяют говорить о беспрецедентной глубине травматизации детского контингента, подвергшегося воздействию военного конфликта.
2. Отмечены характерные признаки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которые усугубляются психологической травматизацией, вызванной постоянной угрозой собственной жизни и жизни близких. Это проявляется в различных симптомах: расстройствах сна в темное время суток, ночных кошмарах, страхе темноты, непроизвольным сильным вздрагиванием на любые резкие звуки, страхе собственной смерти и смерти своих близких. Поведение обследованных детей отличается замкнутостью, заторможенностью, односложными ответами на вопросы, непроизвольным длительным застыванием в одной позе, не-узнаванием себя в зеркале или на фотографиях, телесным напряжением, зажатостью, «ломанием» пальцев рук, тиками. У всех обследованных детей из Южной Осетии выявляются травматические нарушения памяти, внимания, трудности в выполнении простейших игровых и учебных заданий, быстро наступающее утомление, значительные трудности в обучении. В некоторых случаях дети самостоятельно отмечают у себя возросшую раздражительность и агрессивность. Дети младшего возраста самостоятельно упоминают о войне. Примерно в каждом пятом случае в мимике наблюдается «маска горя». Отчетливо выявляется травматическая деформация образа «Я» по типу переживания острого горя в сочетании с невозможностью представить себя в будущем, нарушение социального функционирования.
На момент обследования, среди пострадавших взрослых из Южной Осетии отчетливо выделяются две группы, использующие разные по стратегии совладания с травмирующей ситуацией. Первая группа характеризуется тем, что в ситуации военной агрессии и ситуации постоянного риска обстрелов, представители этой группы не покидали своих домов и мест проживания до той поры, пока не были разрушены их жилища. Они не выезжали за пределы Южной Осетии в момент атаки или стремились вернуться домой, невзирая на обстоятельства. Вторая группа – не желающие возвращаться. Эта группа, начиная с 1992 года и по настоящее время, оседает на территории Северной Осетии без регистрации и размещается у родственников. Представители этой группы находятся в местах, пригодных для жилья, но одновременно труднодоступных для контроля со стороны представителей власти Северной Осетии. Они характеризуются устойчивой реакцией страха перед риском попасть в зону боевых действий и стратегией избегания такого риска. Страх пережить повторно бомбежки, ракетные и артиллерийские обстрелы, страх смерти от рук грузинских солдат является ведущей причиной отказа от возвращения в Южную Осетию среди значительной части пострадавших матерей. Родители детей дошкольного возраста предпочитают оставлять своих детей на территории Северной Осетии, и это также связано с разрушением жилья и страхом повторной военной атаки со стороны Грузии.
Полученные рабочей группой материалы и их предварительное обобщение позволяют сделать следующие выводы:
1. Нарушены основные и неотъемлемые права ребенка на жизнь (Статья 6 п.1, п.2 Декларации прав ребенка), а также права на личную безопасность, физическую и психологическую защищенность (Статья 19 п.1, Статья 20 Декларации прав ребенка).
2. Выявленные у детей психические травмы приводят к нарушению познавательной активности и снижению способности школьников осуществлять учебную деятельность, что представляет собой нарушение установленных Конвенцией о правах ребенка прав на получение образования.
3. В регионе отсутствует необходимая система психологической помощи; работающие специалисты нуждаются в переподготовке в соответствии с нуждами пострадавших в ходе грузино-южноосетинского конфликта.
4. Школьные учителя г. Цхинвал в результате нанесенных психических травм испытывают существенные затруднения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, что ставит под угрозу эффективное функционирование всей системы образования.
Центр Экстренной психологической помощи МГППУ