"Рефлексия - редкий зверь": эксперты обсудили исследования в образовании
СМИ о нас
Российской современной школе не хватает актуальных исследований. К такому выводу пришли эксперты, которые приняли участие в онлайн-конференции, посвященной открытию XX Международной научно-практической конференции "Исследования, улучшающие образование".
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, член Ученого совета НИУ ВШЭ, академик Российской академии образования Виктор Болотов с сожалением констатировал, что современные исследования не связаны с сегодняшним образованием. "Наши эксперты почти не берут современные проблемы образования, молодежь не выходит на фронтир российских и международных исследований", — сказал он.
В качестве показательного примера Виктор Болотов привел цифровизацию образования. "Эта тема обсуждается где угодно и кем угодно, но серьезных исследований я пока не видел", — отметил спикер, добавив, что "вокруг этой темы много спекуляций и резких высказываний в духе "ужас, убили школу, убили учителя", но реальных доказательных исследований пока почти нет.
Кроме того, не хватает и реальных исследований по оценке качества образования и управлению качеством образования. "Сегодня доказательная образовательная политика – это редкий зверь", — признал академик РАО.
Аналогичное мнение выразил главный внештатный педагог-психолог министерства просвещения Российской Федерации, академик Российской академии образования, президент Московского государственного психолого-педагогического университета Виталий Рубцов. Он полагает, что исследовательский модуль должен стать неотъемлемой частью любой деятельности, включая педагогическую и психолого-педагогическую. "Всякая разумная деятельность разумного человека требует рефлексии и понимания того, зачем он это делает", — отметил он, добавив, что без исследования оснований для деятельности невозможно развиваться.