Как исследования меняют образование: второй день конференции молодых исследователей
Новость
29 октября завершилась XX Международная научно-практическая конференция молодых исследователей образования «Исследования, улучшающие образование».
Открывая программу второго дня конференции Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, сказал: «примеры того, как исследования меняют образование, жизнь детей и общества к лучшему, мы имели возможность видеть вчера и продолжим разговор об этом сегодня, это то, что действительно может привлечь молодежь в науку.. Именно запрос практики, ориентация на «импакт» является реальным драйвером использования передовой методологии».
В работе конференции приняли участие спикеры, представляющие российские исследовательские институты, партнерские ассоциации и ведущие университеты мира.
В рамках пленарного заседания с докладами выступил Исак Фрумин, д-р пед. наук, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, Академик Международной академии образования. Он рассказал о разных подходах к образовательным исследованиям и разработкам.
Представили свои доклады зарубежные эксперты:
- Милош Райков, доцент, Исследования в области образования /Факультет образования, Университет Мальты
- Джон Бенедикто Крейслер, профессор с особыми обязанностями, Датская школа образования, президент NERA
- Джоанна Мадалинска-Михалак, заведующая кафедрой преподавания и педагогического образования (Факультет образования), Варшавский университет
- Элизабет Биффи, доцент педагогических наук, кафедра гуманитарных наук и образования "Риккардо Масса", Университет Милана-Бикокка
Одним из ключевых мероприятий программы второго дня конференции стал Круглый стол «Ученые-практики. Какие исследования нужны современной школе?», модератором которого выступил ректор МГППУ, член Совета Ассоциации исследователей образования, уполномоченный представитель Ассоциации исследователей образования в Европейской ассоциации исследователей образования (EERA) Аркадий Марголис.
В работе Круглого стола приняли участие руководители передовых российских школ: Голубицкий А.В., директор МБОУ СОШ «Школа будущего», Михаил Мокринский, директор школы-пансиона "Летово", Дмитрий Фишбейн, директор лицея НИУ ВШЭ, Леонид Наумов, председатель управляющего совета школы "Школа № 1505 "Преображенская", Александр Леонтович, директор университетской гимназии МГУ.
Какие исследования нужны современной российской школе? Что мешает исследованиям стать достоянием профессиональной практики? Нужны ли учителю исследовательские компетенции? Эти вопросы стали основой обсуждения экспертов.
«На прошлой конференции уже проходил круглый стол, посвященный этой теме, но она настолько важна, что было решено продолжить разговор. Исследования далеки от запросов современной школы. Наша конференция прежде всего направлена на молодых, то есть начинающих исследователей, поэтому важно познакомить их с актуальной повесткой исследований, которые нужны школе» - прокомментировал Аркадий Марголис.
По мнению экспертов, исследования в образовании востребованы, в основном, на управленческом уровне, что касается использования их результатов в непосредственной деятельности учителя, то, в большинстве случаев, этого достичь не удается.
Среди причин такого положения дел, в частности, назывались отсутствие запроса на исследовательскую деятельность со стороны самих педагогов, по сложившейся практике привыкших следовать интуитивным решениям, несовершенство формата и содержания самих исследований, серьезный разрыв теории и практики.
При этом, эксперты отметили важность исследовательской компетентности учителя, его способности провести экспертизу собственной деятельности, владения накопленным научным знанием и методом «исследования в действии» (Action Research), которое дает возможность для дальнейшего профессионального и личностного роста.
Среди запросов современной школы были названы инструментарий работы с родителями, оценки внеучебной составляющей (Well-being), маркетинговые исследования и исследования конкурентоспособности школы, поиск дефицитов и оценка технологичности работы школы, альтернативные подходы к обучению.
Отдельно была отмечена нехватка данных о программах с доказанной эффективностью.
По итогам дискуссии были намечены актуальные направления, работа в которых была бы востребована в современной российской школе и представляла бы интерес как для начинающих, так и для состоявшихся исследователей.