Елена Владимировна Подвальная
Доцент кафедры специального (дефектологического) образования
Ученая степень: кандидат педагогических наук
Уровень образования: высшее, 1995 г. МГОПУ
Наименование направления подготовки и (или) специальности: дефектология
Квалификация: учитель-дефектолог, логопед
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
- 2023 — «Современные управленческие технологии и практики в условиях цифровой трансформации образования», АО "Академия "Просвещение", 72 часа
- 2021 – МПГУ совместно с ЯрГПУ и НГПУ, «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего», 72 часа.
- 2020 – КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
- Май 2019 – ГАОУ ДПО МЦРКПО «Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с ОВЗ как условие повышения качества образования. Курсы повышения квалификации. Объем 16 часов.
- Февраль – 2019 ГАОУ ДПО МЦРКПО «Практики предпрофильного образования: социальное партнерство и сетевое взаимодействие». Обучение в рамках семинара. Объем 6 часов.
- Декабрь 2018 – ГАОУ ДПО МЦРКПО «Практики предпрофильного образования: ранняя профориентация обучающихся с ОВЗ». Обучение в рамках семинара. Объем 6 часов.
- Апрель 2018 – ГАОУ ВПО МПГУ «Актуальные проблемы образования лиц с особыми возможностями здоровья». Курсы повышения квалификации. Объем 24 часа.
- Ноябрь 2017 – АНО ЦПП «Профзащита» Международный семинар с прохождением стажировки «Теория и практика современного образования. Руководитель образовательной организации. Современная архитектура системы образования и образовательные практики; опыт Исландии. Профессиональный стандарт педагога в соответствии с новыми требованиями дошкольного и школьного образования. Обучение через всю жизнь. В объеме 78 часов на базе образовательных учреждений и научных центров Исландии.
- Октябрь 2017 – ФГБОУ ВО МПГУ «Инклюзивное образование детей с ОВЗ». Курсы повышения квалификации. Объем 72 часа.
- Март 2017 – ГАОУ ВПО МПГУ «Образование и социальная инклюзия лиц с нарушениями интеллектуального развития. Обучение в рамках Всероссийской научно–практической конференции. Объем 9 часов.
- Март 2017 – Диплом о профессиональной переподготовке МИОО по программе «Эффективный руководитель столичной системы образования», квалификация «Менеджер образования».
- Ноябрь 2016 – ФГБОУ ВО РАНХ и ГС при Президенте РФ «Стратегический и проектный менеджмент для управленческих кадров столичного образования». Курсы повышения квалификации. Объем 36 часов.
- Февраль 2016 – ГАОУ ВПО МПГУ «Проблемы реализации ФГОМ для детей с ограниченными возможностями здоровья». Обучение в рамках работы круглого стола. Объем 9 часов.
- Февраль 2015 – профессиональная переподготовка АНО ВПО МОГИ по программе «Управление персоналом», ведение профессиональной деятельности в сфере управления персоналом.
- Январь 2015 – ГБОУ ВПО МИОО «Организационно–управленческие основы инклюзивного образования. Курсы повышения квалификации. Объем 72 часа.
Общий стаж работы: с 1989 года
Стаж работы по специальности: 33 года
Награды, премии, звания:
- Медаль «В память 850–летия Москвы»,
- Почетный работник общего образования Российской Федерации,
- грамоты Департамента образования города Москвы,
- грамота Департамента спорта города Москвы,
- Благодарность РАО,
- Благодарности и грамоты Московской городской организации ВОГ и др.
Сфера научных интересов:
- Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха;
- Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ,
- Создание специальных условий обучения для детей с ОВЗ;
- Реализация ФГОС;
- Повышение качества образования обучающихся с ОВЗ;
- Использование ТСО в образовательном процессе;
- Методика преподавания естественнонаучных дисциплин обучающимся с интеллектуальными нарушениями;
- Профориентационная работа с обучающимися с ОВЗ;
- Дополнительное образование детей с особыми образовательными потребностями и др.
Читаемые курсы:
- Информационные технологии в работе с детьми с нарушениями слуха
- Информационные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
- Менеджмент в специальном образовании
- Мониторинг развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- Научно-методический семинар «Мониторинг качества образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»
- Оценка профессиональной деятельности
- Практикум: Проектная деятельность в специальном образовании
- Практикум: Управление программами и проектами в образовании
- Технологии преподавания дисциплин природоведческого цикла
- Технологии формирования представлений об окружающем мире и развитие речи
- Управление в образовании
- Цифровые технологии в образовании детей с интеллектуальными нарушениями
- Методы и технологии педагогического сопровождения детей с нарушениями речи
- Методы и технологии педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении
Основные публикации:
-
Данилова А.М., Подвальная Е.В. Проектная деятельность как средство повышения эффективности профориентационного содействия школьникам с ограниченными возможностями здоровья // Наследие В.И. Лубовского и современные тенденции развития специального и инклюзивного образования : Сборник научных трудов по материалам XVI Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной памяти профессора Р.Е. Левиной, Курск, 28 февраля – 01 2023 года. – Курск: Курский государственный университет, 2023. – С. 98-104.
-
Данилова А.М., Подвальная Е.В., Тишина Л.А. Использование песочной терапии в коррекционно- развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2023. – Т. 23. – № 4. – С. 45-55.
-
Данилова А.М., Подвальная Е.В. Организационно-педагогические условия развития изобразительной деятельности школьников с расстройствами аутистического спектра в системе инклюзивного образования // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : Сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Ялта, 25–27 мая 2023 года / Под научной редакцией Ю.В. Богинской. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2023. – С. 112-115.
-
Данилова А. М., Подвальная Е.В. Демонстрационный экзамен в подготовке будущих учителей-дефектологов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : Сборник научных и научно-методических статей, Чебоксары, 27 сентября 2023 года. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2023. – С. 1037-1041.
-
Данилова А.М., Подвальная Е.В., Афанасьев А.А. Комплексное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях г. Москвы // Инновационные методы диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития детей и подростков. Лучшие практики межпрофессионального взаимодействия: Сборник материалов V Междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием, Москва, 18–19 апреля 2023 года. – Москва: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа», 2023. – С. 276- 280.
- Данилова А.М., Подвальная Е.В. Особенности знаний и представлений о родном городе современных старшеклассников с умственной отсталостью // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 06 апреля 2023 года / Науч. редактор С.Г. Лещенко. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 282–285.
- Данилова А.М., Подвальная Е.В. Технологическая карта как основа проектирования современного урока биологии для обучающихся с умственной отсталостью // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 06 апреля 2023 года / Науч. редактор С.Г. Лещенко. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 33–36.
- Тишина Л.А., Данилова А.М,, Подвальная Е.В. Стартовые возможности обучающихся с расстройствами аутистического спектра в овладении элементарными представлениями начального курса математики //Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 12 (часть 2) – С. 388-396.
- Данилова А.М., Подвальная Е.В., Шишкова М.И. Междисциплинарный подход в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 2. – С. 187-195.
- Данилова А.М., Подвальная Е.В., Цуканова А.С. Учет индивидуальных особенностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе обучения рисованию // Современная дефектология: междисциплинарный подход к теоретическим и практическим проблемам нарушений развития у детей: Сб. материалов IV Международной научной конференции, 2022 г. / Под общ. ред. Т.Г. Визель. М.: Московский институт психоанализа, 2022. – С.414-420.
- Данилова А.М. Лебедева, Подвальная Е.В. Интеграция ресурсов школы и ВУЗа в подготовке будущих дефектологов // Педагогика и просвещение. – 2021. – № 2. – С. 175-192.
- Артемова Е.Э., Данилова А.М, Подвальная Е.В., Тишина Л.А. Оценка информационно-коммуникационной компетентности студентов-дефектологов в области использования ресурсов информационной образовательной среды // Психологическая наука и образование. – 2021. – Том 26. – № 4. – С.54–68.
- Данилова А.М., Подвальная Е.В. Портфолио как современный инструмент классного руководителя в оценке индивидуальных достижений обучающихся с умственной отсталостью // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм, Москва, 21–22 октября 2021 года. – М.: Психологический институт Российской академии образования, 2021. – С. 346–350.
- Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. География. Методические рекомендации. 6–9 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные, основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2020. – 307 с.: ил.
- Лебедева А.В., Подвальная Е.В. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях развития инклюзивной практики // Auditorium. – 2019. – № 2(22). – С. 249-252.
- Данилова А.М., Камелева Н.О., Подвальная Е.В. Современные подходы к профориентационной работе с обучающимися с нарушениями слуха //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2019. – № 7. – С. 40–47.
- Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. Рабочая программа по учебному предмету «География» для 6–9 классов. // Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5–9 классы. Природоведение. Биология. География. – М.: Просвещение, 2018. – С.166–310.
- Данилова А.М., Подвальная Е.В. Особенности раннего профессионального самоопределения обучающихся с нарушениями слуха // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья : Материалы научно-практической конференции с международным участием, Москва, 19–21 апреля 2018 года / Под редакцией Е.Г. Речицкой, В.В. Линькова. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. – С. 227-233.
- Данилова А.М. Подвальная Е.В. Психолого-педагогические условия повышения эффективности дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Сб. Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2017. – С.154–156.
- Подвальная Е.В. Дополнительное образование обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната // Дефектология как базис инклюзии: Материалы международной научно–практической конференции. – СПб.: Смольный институт РАО, 2016. – Т.1. – С.81–85
- Подвальная Е.В. Проблема использования мультимедийных учебных презентаций на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Вестник Череповецкого государственного университета. – Череповец, 2010. – №11. – С.33–37.
- Данилова А.М., Лифанова Т.М. Подвальная Е.В. Совершенствование подготовки к научной деятельности студентов-олигофренопедагогов // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 2 (38). – С.45–65.
Сведения о публикационной активности:
Выступления в СМИ:
- Учитель-дефектолог: кто он, какой он?
- Вебинары, публичные лекции
- Семинар "Цифровые технологии в системе образования лиц с особыми образовательными потребностями", 26 мая 2021
E-mail: |
podvalnayaev@mgppu.ru heliopile@yandex.ru |