Елена Валентиновна Филиппова
заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, , руководитель магистерской программы «Детская и семейная психотерапия», ученый секретарь Ученого совета МГППУ
уровень образования: высшее, факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова;
аспирантура Психологического института РАО
защита диссертации (под руководством Д.Б. Эльконина) по теме «Психологические предпосылки формирования логических операций у детей дошкольного возраста», 1977 г.
специальность: Психология
квалификация: психолог, преподаватель психологии
стаж научно-педагогической работы: с 1974 года
стаж работы в МГППУ – с 1996 года
ученая степень: кандидат психологических наук
ученое звание: старший научный сотрудник
данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке: С 1999 по 2000 профессиональная переподготовка по программе «Психологическое консультирование и психотерапия» в объеме 528 ак.часов (руководитель Ф.Е. Василюк). Повышение квалификации: по понимающей психотерапии (мастерская Ф.Е.Василюка, 2000), по поведенческой психотерапии («Анализ проблем и планирование лечения в поведенческой психотерапии», 2006), участие в совместной образовательной программе повышения квалификации университетов Ренн 2 (Франция) и МГППУ «Психоанализ лакановской ориентации. Теория и клиническая практика», 141 ч. (2006). Обучение по программам повышения квалификации: «Эриксоновская терапия и гипноз» (всего 140 часов, (2007- 2008); «Гуманистическая психодрама», 56 ч., 2017; «Современные подходы и психотерапевтические методы социальной психиатрии в работе с детьми и семьями», 24 ч. (2017).
Повышение квалификации по программе «Предупреждение насилия в отношении детей: выявление и помощь», 72 ч. (2024) и другие.
Участие в обучающих программах: «Мастерская по работе с семейной историей», 36 ч. ( 2007-2008); «Игровая терапия с детьми и подростками по методу В. Оклендер», 24 ч. (2011); программы «Психоаналитическая парная и семейная психотерапия» по теме «Работа с травмой в психоаналитической парной и семейной психотерапии», 16 ч. (2019); «Аргентинская школа психоанализа и ее подход к актуальным проблемам: зависимости, психосоматика, несчастные случаи, кризис», 18 ч. (2018).
Член Ассоциации детских психиатров и психологов России.
Член редколлегий журналов "Психологическая наука и образование", "Консультативная психология и психотерапия", "Современная зарубежная психология"
награды, премии, звания: Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2013), «Отличник просвещения» (2023), медаль К. Д. Ушинского (2003), медаль Г.И. Челпанова 1 степени (2014). Лауреат премии города Москвы в области образования (2006), лауреат конкурсов «Грант Москвы» (2002, 2004, 2006); лауреат конкурса «Золотая Психея» (2016).
Почетный профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (2017), Почетный знак МГППУ «Золотая Ψ» (2019).
читаемые дисциплины:
- Основы психологического консультирования детей и семьи (бакалавриат)
- Профессиональная этика (бакалавриат)
- Введение в детскую и подростковую психотерапию (специалитет)
- Детская и подростковая психотерапия (магистратура)
- Руководство магистерскими диссертациями, выпускными квалификационными и курсовыми работами бакалавров
научные интересы:
- развитие способности к децентрации у детей дошкольного возраста
- символическая коммуникация между матерью и ребенком
- влияние образа родителей и типа семьи на представление детей о себе
- формирование психологических границ в «Я» в игре детей
- теоретические основания детской и подростковой психотерапии
- проблема телесности и образа тела у детей и подростков
основные публикации: автор более 100 научных работ, среди них:
- Филиппова Е.В., О психологическом механизме перехода к операционной стадии развития интеллекта у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии" № 1, 1976. С. 83-92.
- Филиппова Е.В., Формирование логических операций у шестилетних детей // Вопросы психологии. 1986, №2. С. 43-50
- Филиппова Е.В., Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной // Психологическая наука и образование, 1996 №3. С. 85-93.
- Филиппова Е.В. (в соавторстве с Максимовой Н.Е., Александровым И.О., Тихомировой И.В.) Структура и актуалгенез субъекта с позиции системно – эволюционного подхода // Психологический журнал, 2004, том 25, №1. С. 17-40.
- Филиппова Е.В. (в соавторстве с Тумановой Е. В.). Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты) // Психологическая наука и образование, № 2, 2007. С. 16-24.
- Филиппова Е.В., (в соавторстве с М.В. Булыгиной). Об особенностях имплицитной коммуникации между матерью и ребенком с хроническим соматическим заболеванием // Ребенок в современном обществе (сборник научных статей). М., 2007. С. 113-126.
- Филиппова Е.В., Пивненко Т. В. Особенности игры детей дошкольников, не принимаемых сверстниками // Психологическая наука и образование, 2007. Т. 12. № 3. С. 16-26.
- Филиппова Е.В. (в соавторстве с Плотниковой Н. Ю.). Взгляд на становление личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование, № 4, 2008. С. 71-81.
- Филиппова Е.В., Пивненко Т. В. Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в общении // Психологическая наука и образование, № 3, 2010. (ЮНЕСКО). С. 80-88.
- Филиппова Е.В. (в соавторстве с Муратовой Д. С.). Представление об отце и отношение к будущему у девочек-подростков, воспитывающихся в разведенных семьях // На пороге взросления (сборник научных статей). М.: МГППУ, 2011.С. 136-147.
- Филиппова Е.В. (в соавторстве с Горшковой Н.М.) Особенности образа тела у детей дошкольного возраста, воспитывающихся без отца в различные периоды детства // Психологическая наука и образование, 2013, №3. С.66-77.
- Филиппова Е.В. (в соавт. с В.М. Карповой). Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2013, №4. С.84-96.
- Филиппова Е.В., Горшкова Н.М. Образ тела детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях отцовской депривации в различные периоды детства / Сборник «У истоков развития», 2013, с. 181-199
- Филиппова Е.В. Семья как институт социализации и развития личности (глава 7) // Социальная психология развития / Под ред. Н.Н. Толстых. Учебник для бакалавров и магистров.– М.: Юрайт, 2014, с. 175-224.
- Филиппова Е.В., Аммон А.В. Связь социального статуса детей в группе с их психологическими, социально-когнитивными и поведенческими характеристиками // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 162–175.
- Filippova E.V. ( with Keler M., Lopez-Perez B., Gummerum M., Gordillo M.V.), Sociomoral reasoning in children and adolescents from two collectivistic cultures. // European Journal of Developmental Psycholоgy. — 2015.— Volume 12, № 2, p. 204-219.
- Филиппова Е.В. Основные понятия и принципы психотерапии с детьми и подростками (глава 1) // Детская и подростковая психотерапия. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Е. В. Филипповой. – Москва • Юрайт — 2016. С. 13-80.
- Филиппова Е.В. Организация и структурирование психотерапевтического процесса с детьми и подростками (глава 2) // Детская и подростковая психотерапия. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Е. В. Филипповой. – Москва • Юрайт — 2016. С. 81-105.
- Филиппова Е.В. Игровая терапия (глава 7) // Детская и подростковая психотерапия. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Е. В. Филипповой. – Москва • Юрайт — 2016. С. 195-218.
- Филиппова Е.В., (в соавторстве с Пивненко Т.В.) Психологические границы «Я» в игре детей, не принимаемых сверстниками (монография). — Lap Lambert academic Publishing GmbH Co.KG, Германия, 2016.
- Филиппова Е.В. (в соавторстве с Ерохиной Е.А.) Образ тела и отношение к своему телу у подростков: семейные и социокультурные факторы влияния (по материалам зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 57-68.
- Филиппова Е.В., (в соавторстве с Боголюбовой-Кузнецовой Д.В.), Осознание себя детьми с особенностями развития в рамках арт-терапии // Дефектология. 2019. № 3. С. 20-32.
- Филиппова Е.В., (в соавторстве с Павловой Н.В. ). Взаимосвязь пищевого поведения и формирования образа тела у детей и подростков в контексте детско-родительских отношений. // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 4. С. 32-44.
- Филиппова Е.В., (в соавторстве с Павловой Н.В.) Феномен селфи и его психологический смысл для современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30. № 1 (115). С. 109-131.
Ответственный редактор:
- Детская и подростковая психотерапия. Учебник для бакалавриата и магистратуры. – Москва • Юрайт • 2016. 429 с.
- Наука – о человеке / Сб. статей. – Москва, 1990.
- Диалектика социального и природного в развитии человека и его отношениях с миром. – Москва, 1990.
Составитель книг:
- Человек в системе наук /отв. редактор И.Т. Фролов. –Москва, Наука, 1989. – 504 с.
- О человеческом в человеке /под ред. И.Т. Фролова. –Москва, Политиздат, 1991, – 384 с.
- Психоанализ и науки о человеке / под ред. В.С. Степина. Москва, Прогресс-Культура, 1995. – 416 с.
адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 214
график работы: пн.-пт., 10:00-18:00
Телефон: | +7 (495) 625-40-09 |
E-mail: | filippovaev@mgppu.ru |