Вся психология в одном университете

Виктор Кириллович Зарецкий

Виктор Кириллович Зарецкий

профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета "Консультативная и клиническая психология"

ученая степень: кандидат психологических наук (научная специальность 19.00.01 Общая психология, 1984)

ученое звание: доцент (2007)

уровень образования: высшее, психологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (1975)

наименование направления подготовки и (или) специальности: Психология

квалификация: Психолог, преподаватель психологии

стаж научно-педагогической деятельности: с 1975 года

стаж педагогической педагогической деятельности: с 1979 года

повышение квалификации

2021 - "Организация дистанционного обучения в Cisco Webex Meetings"16 часов, от 14.01.21 МГППУ. 

2020 - Оказание первой помощи в образовательных организациях (16 час., ООО «Хелметс», г. Санкт-Петербург). 

читаемые дисциплины:

  • Психолого-педагогическая помощь детям с трудностями в обучении (бакалавриат, специалитет)
  • Основы научной деятельности студента (бакалавриат, специалитет)
  • Основы проектной деятельности (специалитет)
  • Основы сопровождающей деятельности (бакалавриат)
  • Психотехника творческого мышления (факультатив, магистратура)
  • Введение в рефлексивно-деятельностный подход (специалитет)
  • Практикум по коррекционно-развивающему обучению (специалитет)
  • Дизайн психологического исследования (магистратура)
  • Руководство курсовыми, бакалаврскими работами и магистерскими диссертациями

 

научные интересы

Научная работа Зарецкого В.К. связана с изучением творческого мышления, разработкой рефлексивно-деятельностного подхода в консультировании по преодолению учебных трудностей детей и молодежи с трудностями в обучении и особенностями развития (инвалидностью), развивающего идеи Л.С. Выготского о развитии в обучении, а также развитием методов социального проектирования и проектного консультирования.

участие в редколлегиях научных журналов

Член редколлегии журнала «Консультативная психология и психотерапия»

достижения и поощрения

Награжден Премией города Москвы в области образования за личный вклад в разработку принципов и технологий рефлексивно-деятельностного подхода в психолого-педагогической работе с детьми с трудностями в обучении; разработку проблем комплексного обеспечения непрерывного образования детей и молодежи с инвалидностью; внедрение форм и методов поддержки инновационных проектов в области образования и социальной работы в образовательные учреждения города Москвы и других регионов России.

Член Исполнительного комитета ИСКАР с 2014 г. по н.в.

Организуется волонтерскую работу и прохождение практики студентов МГППУ  с детьми-сиротами с инвалидностью в реабилитационном центре «В гостях у Незнайки» и с подростками с наркотической и алкогольной зависимостью в реабилитационном центре «Возрождение».

Научный консультант фонда «Дети.мск.ру», оказывающего помощь детям-сиротам с инвалидностью, проходящим длительное лечение в РДКБ (с 2013 г. по н.в.).

основные публикации:

  1. Проектная деятельность детей как ресурс развития их жизнестойкости.- В кн.: Инициация проектной деятельности детей в условиях детских домов и школ-интернатов (Успешные выпускники. Секреты жизнестойкости). Печатн. Фонд «Женщины и дети прежде всего». Проект «Голос ребенка». М. 2009 2,0 п.л.
  2. О двух типах методологических средств // В кн.: Эрик Григорьевич.Юдин (под ред. Б.Г.Юдина) / Философы России второй половины ХХ века. Печатн.. М., РОССПЭН, 2010. С.300-325 2,0 Всего 16 соавторов:
  3. Б.Г.Юдин, В.П.Зинченко, Куперт Ю.В., Б.А.Лекторский, В.А.Лефевр, Л.С.Мамут, В.М.Мунипов, А.П.Огурцов, М.Отте, В.Л.Рабинович, Д.Л.Ситникова, В.С.Степин, А.Б.Холмогорова, Г.Ф.Швейник, А.Г.Юдин, И.И.Юдина.
  4. Если ситуация кажется неразрешимой…/ Изд.2. Печатн. М., Изд-во «Форум». 2011. 3,5 пл.
  5. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением Печатн. М., Изд-во «Форум». 2011. 5,0 (1,0) п.л. Ю,В.Зарецкий,Н.В.Евлашкина,Н.С.Смирнова,А.Б.Холмогорова
  6. Как учителю работать с неуспевающим: теория и практика рефлексивно-деятельностного подхода//Библиотечка «Первого сентября». Серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Выпуск 33. Печатн. Москва Чистые пруды, 2011. 2,0 п.л.
  7. Рефлексивно-педагогическая помощь учащимся в поиске решения творческих задач.-В кн.: Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. /Отв. Ред.-сост. И.Н.Семенов, Т.Г.Болдина. (межд.кол.монография.). Печатн. М.:Аналитика родис. 2011. - 401 с. С. 115-121. 0,8 (0,4) п.л. А.Н.Молостова,
  8. Организация инклюзивной практики как проектная деятельность образовательного учреждения. – В кн.: Учебное пособие "Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья". Печатн. М.: МГППУ. 2012. 2,0 п.л.
  9. 8.Когнитивно-личностное развитие ребенка в условиях инклюзивного образования с позиции культурно-исторической психологии. – В кн.: Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ отв. Ред С.В.Алехина Печатн. М.: ООО «Буки Веди», МГППУ, 2013 1,0 п.л.
  10. Рефлексивно-деятельностный подход как технология индивидуальной психолого-педагогической помощи в учебной деятельности в инклюзивном образовании. – В кн. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / отв. ред. С.В.Алехина Печатн. М.: ООО «Буки Веди», МГППУ, 2013. 0,74 п.л. М.М. Гордон
  11. Спецвыпуск журнала Консультативной психологии и психотерапии, посвященный рефлексивно-деятельностному подходу (отв. редактор) Печатн. 2013, №2. 12 п.л.
  12. Как родители могут помочь своему ребенку в преодолении учебных трудностей, и как эти трудности превратить в ресурс развития? / Психологические, семейные и социальные аспекты обеспечения образовательной траектории детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сборник материалов научно-практического семинара Печатн. М., МГППУ, 2009. 0,3
  13. (0,2) М.М.Гордон
  14. Некоторые психологические условия профессиональной самореализации молодых людей с инвалидностью – Там же. Печатн. М., МГППУ, 2009. 0,6 (0,3) М.М.Кириллова
  15. Правовые основы социальной защиты инвалидов : Учебная программа для детей-инвалидов старшего возраста. Печатн. М., МГППУ, 2009. 3,5 (1,0_ Р.Н.Жаворонков
  16. Доказательство Бороздина: послесловие к очерку. Печатн. «Первое сентября», №10, 2009. 0,2
  17. Замкнутый круг школьной неуспешности Печатн. «Первое сентября», №17, 2009 0,3
  18. Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот
  19. без опыта жизни в семье.Печатн. Дефектология 2009, № 6. 0,8
  20. (0,4) М.А.Чупрова
  21. Школьная дезадаптация в форме систематических пропусков занятий: факторы риска и психосоциальная реабилитация Печатн. Дефектология. 2009, № 5. 0,9 (0,3) В.Ю.Андреюк, А.Б.Холмогорова
  22. Психологические причины школьной неуспеваемости. Рецензия на книгу Н.П.Локаловой «Причины школьной неуспеваемости: диагностика, коррекция, профилактика». Печатн. Психологическая наука и образование. 2009 (Электронная версия) 0,3
  23. The Zone of Proximal Development What Vygotsky Did Not Have Time to Write Печатн. Journal of Russian and East European Psychology, vol. 47. No 6. November-December 2009, pp. 70-93 1,5 п.л.
  24. Психологические причины школьной неуспеваемости. Рецензия на книгу Н.П.Локаловой «Причины школьной несупеваемости: диагностика, коррекция, профилактика». Печатн. Культуно-историческая психология. 2010.№1.
  25. С.119-121. 0,3
  26. Рефлексивно-деятельностный подход к оказанию психолого-педагогической помощи: экзистенциальный аспект//Четвертая всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии (Москва, 4-5 мая 2010 г.). Материалы сообщений. Печатн. М., 2010. С.123-126. 0,4
  27. Zone of proximal development as the basis for psychological help to children with learning problems // FMPP Annual Congress of Psychiatry and Psychotherapy. 20th IFP World Congress of Psychotherapy. June 16th-19th, 2010. Печатн. KKL, Lucerne, Switzerland 0,1 п.л.
  28. Может ли быть полезна российская психология в решении проблем современной психотерапии: размышления после ХХ конгресса интернациональной федерации психотерапии (IFP). [Электронный ресурс] . Электр. Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 13.10.2010) 2,6
  29. (1,3)п.л. А.Б.Холмогорова
  30. Информация о ХХ конгрессе Интернациональной федерации психотерапии (IFP) 17-19 июня 2010 г. в г. Люцерн (Швейцария). [Электронный ресурс] // Электр. Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2010. - N 4. - URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 13.10.2010) 0,2
  31. (0,1) п.л. А.Б.Холмогорова
  32. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Печатн. М., МГППУ, 2010
  33. C. 104-116 0,8 (0,4) п.л. С.В.Алехина
  34. Может ли культурно-историческая концепция Л.С.Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты? Печатн. Культурно-историческая психология. 2011. №1. С. 108-118 1,0 п.л. А.Б.Холмогорова
  35. К 80-летию В.М.Мунипова Печатн. Вопросы психологии, 2011, №4. С. 145-152. 0,8 п.л.
  36. Шахматы для общего развития//Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития. Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.3. Печатн. Челябинск. Издательский центр ЮУрГУ, 2011. С. 152-155. 0,6(0,2) п.л. О.В.Глухова, М.М.Гордон
  37. О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике Печатн. Психологичес-кая наука и образование. 2011. №3. 0,6
  38. (0,3)п.л. М.М.Гордон
  39. Круглый стол по проблемам диагностики нарушений психического развития Печатн. «Вопросы психологии». 2012.№3. 0,9
  40. (0,3) А.Б.Холмогорова П.А.Тарханова
  41. Развитие субъектной позиции ребенка в процессе оказания психолого-педагогической помощи в преодолении учебных трудностей (случай из практики)… Печатн. Журнал консультатив-ной психологии 2012. №2. 1,2 (0,6)П.л. Ю.В.Зарецкий
  42. Об одной проблеме нарушения развития детей-сирот без опыта жизни в семье. – В кн. Сб.научных статей под ред. М.К.Бардышевской, Л.С.Печниковой, А.Л.Рыжова "Идеи Виктора Васильевича Лебединского в психологии аномального развития". Печатн. М.: Изд-во Акрополь. 2012. 1,0 (0,5) П.л. М.А.Чупрова
  43. Думая о Петре Яковлевиче Гальперине… Печатн. Культурно-историческая психология. 2012. №4 1,0
  44. Жалеть ли инвалида? Интервью с В.К. Зарецким / Екатерина Савостьянова // Милосердие.ru: Православный портал о благотворительности и социальной деятельности. – [Электронный ресурс]. – URL:http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&;s=8&id=17522 . – (Дата обращения: 4.12.2012). – Дата публикации: 24.10.2012 Электр. 2012. 1,0
  45. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи Печатн. Журнал консультативной психологии и психотерапии. 2013. №2. С.10-37. 1,5
  46. Воспитательный потенциал инклюзии Печатн. Изд.дом «Первое сентября». 0,25
  47. Траектория развития представлений о рефлексии и их использования в практике организации решения проблем Печатн. Журнал «Психология в вузе». 2013, №4. 2,0 п.л.
  48. Когда обучение кажется невозможным Печатн. «Первое сентября» 2013, № 17 0,2
  49. Ребенок – не раб своих ограничений Печатн. «Первое сентября», 2014, №2. 0,2
  50. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов Печатн. Психологическая наука и образование, 2014, №1 0,9 (0,3) Зарецкий Ю.В.Кулагина И.Ю.
  51. О Владимире Петровиче – Учителе и человеке Печатн. «Культурно-историческая психология, 2014, №2. 0,6
  52. Concept «zone of the proximal development» – in psychotherapy and pedagogics.
  53. Электр. Congress ISCAR. Australia. Sydney. 2014. 0,1 Kholmogorova A.
  54. Социальное познание и ментальность в зеркале процесса решения творческой задачи Печатн. Консультативная психология и психотерапия, 2014, №4. 0,8
  55. Культурные нормы в зеркале решения творческих задач: динамика за сорок лет. (Тезисы на съезд РПО).
  56. Зарецкий В.К., Черникова Т.М. Решение творческих задач детьми младшего подросткового возраста как модель преодоления проблемной ситуации // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 2. С. 37–56. doi:10.17759/cpp.2015230203
  57. Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Опыт оказания психолого-педагогической помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода: случай Дениса Г.  // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 2. С. 142–156. doi:10.17759/cpp.2015230209
  58. Зарецкий В.К., Семенов В.В. Предисловие к публикации лекции И.Б. Гриншпуна «Введение в историю психотерапии» // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 2. С. 172–174. doi:10.17759/cpp.2015230211
  59. Зарецкий В.К. Некоторые соображения по статье Н.Б. Савинкиной «Непроизвольное запоминание при обучении иностранному языку по Методу активизации. Практический опыт» // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 2. С. 132–135. doi:10.17759/cpp.2016240209
  60. Психологи о значении культурно-исторической теории для психологического консультирования и психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 4. С. 171–181. doi:10.17759/cpp.2016240409
  61. Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Педагогическая, психологическая и психотерапевтическая помощь в процессе преодоления учебных трудностей как содействие развитию ребенка // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 3. С. 33–59. doi:10.17759/cpp.2017250303
  62. Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Мировая психология и педагогика в поисках теории развития, адекватной вызовам нашего времени: вперед к Выготскому // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 3. С. 170–175. doi:10.17759/cpp.2017250312
  63. Зарецкий В.К. Владимир Петрович Зинченко – хранитель традиций культурно-исторической психологии // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 3. С. 176–183. doi:10.17759/cpp.2017250313
  64. Зарецкий В.К. К 85-Летию Никиты Глебовича Алексеева // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 4. С. 188–203. doi:10.17759/cpp.2017250413
  65. Психологи о творчестве Высоцкого: к 80-летию поэта и барда // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 1. С. 45–55. doi:10.17759/cpp.2018260104
  66. Зарецкий В.К., Николаевская И.А. Современное состояние культурно-исторических деятельностных практико-ориентированных исследований: обсуждение международным сообществом // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 2. С. 178–181. doi:10.17759/cpp.2019270212
  67. Зарецкий В.К., Николаевская И.А. Многовекторная модель зоны ближайшего развития как способ анализа динамики развития ребенка в учебной деятельности // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 2. С. 95–113. doi:10.17759/cpp.2019270207
  68. Зарецкий В.К. Об учебнике С.М. Морозова «История психологии» (Москва, 2019) // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 1. С. 180–183. doi:10.17759/cpp.2020280111
  69. Зарецкий В.К., Агеева А.А. Проблема эффективности родительской помощи детям в ситуациях учебных трудностей с позиций рефлексивно-деятельностного подхода и когнитивно-бихевиоральной терапии // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. № 3. С. 159–179. doi:10.17759/cpp.2021290310

 

публикации на PsyJournals

публикации в РИНЦ

адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 307 (кафедра)

график работы: согласно расписанию


Телефон:   +7 (499) 167-59-47
  +7 (495) 632-92-12

E-mail:   zaretskiyvk@mgppu.ru

Контакты

Адрес: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д.29, каб.307

График работы: пн – пт, с 11:00 до 17:00

Телефон: +7 (495) 632-92-12

E-mail: igp05@list.ru