Римма Вячеславовна Чиркина
заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета "Юридическая психология", доцент кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология"
ученая степень: кандидат психологических наук (научная специальность 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии, диссертация на тему «Изменение установок противоправного поведения личности у несовершеннолетних», 2008, МГУ им. М.В.Ломоносова)
ученое звание: доцент
уровень образования: высшее, Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина (1986); специальный факультет практической психологии Саратовского пединститута СГУ им. Чернышевского по специальности практический психолог (1994), очная аспирантура факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (2005-2008)
наименование направления подготовки и (или) специальности: дефектолог, сурдопедагог, практический психолог
квалификация: учитель русского языка и литературы школ глухих и слабослышащих, практический психолог
награды, премии, звания: Почетный работник общего образования РФ. Победитель конкурса Международной программы стипендий Фонда Форда (IFP) (2005), стипендиат Германской службы академических обменов (DAAD) по программе Studienreise-2016 г.
профессиональная деятельность:
С 1986 по 1999 - сурдопедагог и сурдопсихолог, с 1999 по 2005 - педагог-психолог МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения (Саратовская обл.). С 2001 по 2005 преподавала психологические дисциплины в Педагогическом институте СГУ, Саратовской государственной Академии права, СарИПКиПРО, МПГУ. С 2008 по 2011 год – проректор по работе со студенческой молодежью и общественным связям Академии социального управления Московской области (АСОУ), там же – доцент кафедры общей психологии и психологии развития. В МГППУ работает с 2009 года, как штатный сотрудник с 2011 года. До 2015 года в качестве доцента кафедры, а также старшего научного сотрудника и заведующей НИЛ Ювенальных технологий, с 2016 года - заведующая кафедрой. ЮПП. С момента открытия (июнь 2016) является руководителем магистерской программы Доказательное проектирование и оценка программ в области управления социальными рисками в сфере детства. Имеет опыт руководства международными и российскими грантовыми проектами.
С 2012 по 2017 гг: Координатор авторской группы Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-17 г.» (Стратегическое направление «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия»). Эксперт Мониторинга реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Член межведомственных рабочих групп по проблемам профилактики противоправного поведения и безнадзорности несовершеннолетних: при Правительственной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, при Министерстве образования и науки РФ и др. 2013-15 г. Эксперт Международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива". 2014-2018. Эксперт Грантового конкурса для преподавателей магистратуры Стипендиальной программы Фонда В.Потанина. 2015 – внесена в реестр экспертов ГБОУ ВПО МГППУ для проведения психолого-педагогической экспертизы информационной продукции по специальности Юридическая психология. 2014. Зарегистрирована в Федеральном реестре экспертов ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ: регистрационный номер 3498.
общий стаж работы: 32 года
стаж работы по специальности: 28 лет
научные интересы:
- исследование факторов, способствующих отказу от правонарушающего поведения
- разработка программ профилактики правонарушений несовершеннолетних
- доказательный подход в проектировании и управлении социальными рисками детства
- экспертиза и оценка технологий, социально-психологических практик, проектов, программ и политик в сфере детства
- восстановительное правосудие
- организация программ международного сотрудничества в области профессионального научно-практического, культурного развития и обмена, повышения квалификации, организации обучающих программ для студентов, преподавателей, специалистов и др.
читаемые дисциплины:
- Введение в профессию
- Проектирование и экспертиза образовательной среды
- Социально-психологическое сопровождение детей и подростков в трудных жизненных и юридически значимых ситуациях
- Психологические подходы к проектированию и психологические методы оценки в сфере защиты детства
- Технологии разработки конкурсных проектов и подачи заявок на государственные конкурсы
- Психология аномального развития
- Учебная практика "Управление в образовании" по взаимодействию с участниками образовательных отношений (с НИР) по модулю 2 магистратуры ППО
- Выпускная квалификационная работа
- Руководство подготовкой студентов в магистратуре
- Курсовая работа
основные публикации:
- Чиркина Р. В. Программа социально-психологического тренинга подготовки к выходу на свободу детей из воспитательной колонии. //Ж. Вестник практической психологии образования. Москва, №№ 1(10),2(11),3(12),4(13) - 2007, № 1- 2008.
- Чиркина Р.В. Удержание несовершеннолетних от преступного рецидива: механизмы, мотивация, помощь // Монография .// Изд. РОО Центр содействия реформе уголовного правосудия, М. 2012. – 163 с.
- Чиркина Р.В., Шевцова Н.А., Ерастова А.С., Темежникова О.Б. Организация правовой и психологической помощи жертвам насилия и других противоправных действий на примере психологических служб Германии [Электронный ресурс] // Психология и право 2012. №4. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw
- Чиркина Р.В., Аруин С. Е. Ресурсы социализации детей и подростков из семей русскоязычных мигрантов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62484.shtml (дата обращения: 15.05.2014).
- Формирование управленческих компетенций в рамках обучения по ФГОС ВПО 3+ для психолого-педагогических специальностей. М.: Издательство МИИГУ им. П.А. Столыпина, – 140 с.
- Психология аномального развития. М.: Издательство МИИГУ им. П.А. Столыпина, – 39 с.
- Чиркина Р.В., Дегтярев А.В., Галушкин А.А. Оценка риска совершения правонарушений несовершеннолетними и служба пробации в США [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Т.3. №2. С.138–144. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n2/70130.shtml (дата обращения: 23.11.2014)
- Чиркина Р.В., Аруин С.В., Воронина А.С. Особенности социально-психологической адаптации детей и подростков из семей мигрантов в Германии и России [Chirkina RimmaV., Aruin Sergey E., Voronina Anastasia.Features of social and psychological adaptation of children and teenagers adolescents from families of migrants in Germany and Russia] // Материалы Международной конференции Европейской Ассоциации психологии и права (EAPL). СПб, 24 -27 июня 2014 г.
- Карнозова Л.М., Чиркина Р.В., Аникина В. Г., Аруин С. Е. Анализ ситуации в системе управления конфликтами и социальными рисками в образовательных комплексах Москвы, находящихся на разных этапах реорганизации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. №3. С.10–31. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n3/72711.shtml (дата обращения: 17.01.2015).
- Особенности правовой и социальной политики Германии в отношении "молодых взрослых" с миграционными корнями [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2014. № 3. С. 168-180. В соавт. с Аруин С.Е., Пютц Э.
- Развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия: модели анализа, научные подходы и успешные практики // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 156–167. doi:10.17759/pse.2016210114.
- Профилактика и коррекция девиантного (аддиктивного, противоправного) поведения несовершеннолетних: проблемы, методы, технологии/авторы-составители: Н.Л. Хананашвили, Р. В. Чиркина – Москва, 2016. – 80 с. (Введение, заключение, глоссарий, Глава 4, научная редакция сборника методических материалов).
- Чиркина Р.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г., Дегтярев А.В., Дебольский М.Г., Воронина А.В. К вопросу обоснования диагностических признаков различных категорий несовершеннолетних с противоправным поведением в контексте деятельности ПМПК [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 1. С. 77–94. doi:10.17759/psylaw.2018080106
- Стратийчук Е.В., Чиркина Р.В. Позиция учителя в школьном буллинге [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 45–52. doi:10.17759/jmfp.2019080305
- Бойкина Е.Э., Чиркина Р.В. Социальный остракизм: современное состояние проблемы, методология и методы исследования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С. 152–164. doi:10.17759/psylaw.2020100114
- Чиркина Р. В. (в соавт. Фридман В.М., Дзядко Н.М., Вуль Н.Л.).//Методическое сопровождение работы по профилактике подростковых правонарушений на основе литературного произведения. // Сборник материалов РОО Центр содействия реформе уголовного правосудия, Москва, 2010. Вклад – 0,5 п/л.
адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 306 (кафедра)
график работы: пн.-пт., 10:00-18:00; занятия согласно расписанию
Телефон: |
+7 (495) 632-99-97 +7 (499) 256-67-66 |
E-mail: | chirkinarv@mgppu.ru |