Вся психология в одном университете

Пресс-конференция «Лучшая инклюзивная школа России – 2022»: каждая школа должна быть готова к развитию включающих процессов

Релиз

Пресс-конференция «Лучшая инклюзивная школа России – 2022»: каждая школа должна быть готова к развитию включающих процессов

26-28 октября 2022 г. состоится федеральный этап IX Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России – 2022».

Ежегодный конкурс "Лучшая инклюзивная школа России" объединяет лучшие инклюзивные практики и образовательные технологии с 2013 года. Конкурс проводится в целях анализа существующей практики инклюзивного образования в образовательных организациях Российской Федерации.

Как отметила на пресс-конференции, посвященной Конкурсу, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Юлия Сачко, до 2013 года обучение детей с ОВЗ, инвалидов, было организовано в школах-интернатах. Дети неделями не видели родных. С 1 сентября 2013 – термин инклюзивное образование официально интегрирован в российское законодательство и сейчас одна из основных целей инклюзивного образования в России – это максимально близкая организация образования к месту проживания ребенка, чтобы он мог находится в семье, социализироваться там, где живет.

По словам Юлии Михайловны Конкурс в первую очередь нацелен на детей с ОВЗ и инвалидов, а также на детей эмигрантов, одаренных детей, детей-сирот, тех, кто находится в тяжелой жизненной ситуации и всех, кто нуждается в особых образовательных условиях. «Конкурс призван выявить лучшие практики для их трансляции и рассказа о себе среди дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных организаций - школ, и в этом году впервые – среди организаций отдыха и оздоровления по организации совместного пребывания и обучения детей с особыми образовательными потребностями».

Председатель Жюри конкурса, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Алехина подчеркнула, что Конкурс – это целая цепь событий, а не одно мероприятие, поэтому его корректнее назвать конкурсным движением. В его рамках были проведены региональные туры, обучающие вебинары Школы инклюзии: «работала огромная команда экспертов – 33 человека, по 11 в каждой номинации. 20 победителей выйдут по каждой номинации. Конкурс каждый год прирастает требованиями. В 2016 году система критериев только появлялась. Были другие номинации, сейчас номинации сложились, спустя 10 лет, мы можем опираться на опыт, рефлексию, проблемные вопросы, которое поставило это десятилетие... Сегодня каждая школа должна быть готова к развитию включающих процессов. Системность, доступность, компетенции педагогов и руководителей, наличие норм на уровне локальных актов, сетевое взаимодействие, социальное партнерство, все, что связано со специальными образовательными условиями – вот система критериев, которая будет учитываться при выборе победителя… Один из самых важных критериев – осознанность того, что делает школа, мы хотим увидеть инклюзивную политику, видение лидера инклюзивной культуры... Сегодня на финал вышло 65 регионов РФ, 58 школ, 45 детских садов, 28 лагерей, которые развиваются в инклюзивной стратегии.

Председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ), партнер конкурса Елена Клочко отметила важность существующего взаимодействия родителей с профессиональным сообществом, а также значимость новой номинации, касающейся отдыха и оздоровления детей.

Президент Центра проблем аутизма, партнер конкурса Екатерина Мень рассказала о специальной номинации. В этом году это - вариативность обучения. По ее словам, многие организации все еще ждут, что инклюзивного образования можно избежать: «надо это пережить и тогда они разойдутся по своим ямам, полкам и закрытым учреждениям… Принятый Межведомственный комплексный план по развитию инклюзивного образования в этом смысле является маршрутизатором, картой консолидированной деятельности». По мнению Екатерины Евгеньевны важно, чтобы педагоги проявляли креатив в адаптации методических материалов и программ: «самое страшное для развитие инклюзии – это догма. На Конкурсе мы хотим видеть, как конкретно решаются проблемы детей». 

Смотреть пресс-конференцию.

Очная часть федерального этапа Конкурса проводится 26-28 октября. 28 октября в Общественной палате РФ состоится торжественное закрытие Конкурса.

Организаторы IX Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» - Министерство просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», соорганизаторы - РООИ «Перспектива» и Ассоциация инклюзивных школ.

 

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ), Федеральный центр по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования

Связанное событие: IX Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России – 2022»