Инклюзия как норма. Педагоги осваивают новые методы работы с учениками
СМИ о нас
Педагоги из детских садов, школ и летних лагерей разных регионов России обменяются лучшими практиками инклюзивного обучения детей с особенностями развития и здоровья на Федеральном этапе IX Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России", который откроется 26 октября, сообщили члены жюри конкурса на пресс-конференции, которая прошла в пресс-центре медиагруппы "Россия сегодня".
Ежегодный конкурс "Лучшая инклюзивная школа России", организованный Министерством просвещения России и Московским государственным психолого-педагогическим университетом при участии РООИ "Перспектива" и Ассоциации инклюзивных школ, объединяет лучшие инклюзивные практики и образовательные технологии с 2013 года. В 2022 году в нем принимают участие образовательные организации из 65 регионов страны. Среди них 58 школ, 45 детских садов и 28 лагерей, которые развиваются в инклюзивной стратегии.
Россия, как и другие страны мира, идет по пути обеспечения доступности и качества образования для обучающихся с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья совместно со сверстниками. Основная цель инклюзивного образования в России – организация образовательного процесса максимально близко к месту проживания ребенка, что позволяет ребенку жить и воспитываться в семье, отметила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Юлия Сачко.
"До 1 сентября 2013 года общее образование в России ребят с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического сектора преимущественно было организовано в школах-интернатах и в школах, не так уж близко территориально расположенных от места проживания. Дети порой неделями или даже четвертями не видели своих родителей и близких родственников. С 1 сентября 2013 года Россия официально интегрировала в законодательство понятие "инклюзивное образование"", - рассказала Сачко.
По ее словам, "инклюзия" – термин гораздо более широкий, чем обеспечение качества и доступности образования для перечисленных категорий обучающихся. В инклюзии нуждаются также дети с неродным русский языком, сироты, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и даже дети с одаренностью, которым требуются специальные образовательные условия.
Конкурс "Лучшая инклюзивная школа России" – не отдельное мероприятие, а большая совокупность событий, которые происходят по всей стране с марта 2022 года. На первом этапе все регионы РФ выбирали свои лучшие инклюзивные школы и детские сады для участия в федеральном этапе конкурса. Затем команда экспертов отобрала для участия в очном туре 60 лучших садов, школ и летних лагерей, сообщила председатель жюри конкурса, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Алехина.
"Сегодня каждая школа должна быть готова к развитию включающих процессов для любого ребенка, нуждающегося в поддержке. Универсальные требования к школе, с точки зрения умения поддержать и включить любого ребенка, вошли в критерии оценки работы жюри. Также мы оцениваем системность, доступность, компетенции педагогов и руководителей, наличие норм на уровне локальных актов, сетевое взаимодействие, социальное партнерство, - все, что связано со специальными образовательными условиями", - пояснила она.