8-9 ноября 2012 года состоялся «Всероссийский обучающий семинар для специалистов муниципальных и региональных органов управления образованием по вопросам реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015
Новость
8-9 ноября 2012 года состоялся «Всероссийский обучающий семинар для специалистов муниципальных и региональных органов управления образованием по вопросам реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015
8-9 ноября 2012 года состоялся «Всероссийский обучающий семинар для специалистов муниципальных и региональных органов управления образованием по вопросам реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития». Семинар организован Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации и ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (МГППУ).
Целью семинара являлось повышение управленческого и профессионального уровня специалистов муниципальных и региональных органов управления образованием по вопросам реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.
Главными задачами семинара являлись:
- обучение специалистов организации реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения образования в обычных образовательных учреждениях
- формирование компетенции специалистов по организации совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития в базовых образовательных учреждениях
Тематика обсуждаемых на семинаре вопросов была следующей:
- особенности нормативно-правового обеспечения реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения им образования в обычных образовательных учреждениях
- специфика организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья
- создание специальных условий для реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения образования в обычных образовательных учреждениях
В семинаре приняли участие специалисты Министерств образования российских регионов, специалисты муниципальных и региональных органов управления образованием, представители региональных комитетов образования, науки и молодежной политики, директора образовательных учреждений, специалисты методических центров, центров психолого-медико-педагогического сопровождения.
На пленарном заседании, которое проходило 8 ноября в ГБОУ ВПО МГППУ (г. Москва, ул. Сретенка, д.29) были представлены следующие доклады:
- Алехина С.В. «Инклюзивное образование в контексте современной образовательной политики»
- Волосовец Т.В. «Тема инклюзии в проектах двух законов «Об образовании в Российской Федерации»»
- Кутепова Е.Н. «Нормативное и правовое обеспечение реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях»
- Мануйлова И.В. «Инклюзивное образование как инновационный проект: опыт Новосибирской области»
- Олтаржевская Л.Е. « Организация инклюзивной практики в базовом образовательном учреждении»
- Борисова Н.В. «Окружная система развития инклюзивной практики: проблемы и варианты решения»
- Сабельникова С.И. «Реализация ФГОС начального образования в условиях инклюзивной практики»
- Самсонова Е.В. «Обеспечение специальных образовательных условий для реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях»
В рамках семинара была организована прямая видео-трансляция пленарного заседания (8 ноября 2012г. с 10.00 по московскому времени) на образовательно-информационном портале Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ http://www.inclusive-edu.ru.
Мероприятия второго дня семинара (9 ноября 2012г.) проводились на базах образовательных учреждений города Москвы: ГБОУ средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 1321 «Ковчег», ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429 имени Героя Советского Союза Н.А. Боброва, ГБОУ Центр образования № 1447 имени Н.А.Островского, ГБОУ гимназия №1540 (Московская технологическая школа ОРТ).
Участники семинара познакомились с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающие совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития:
- «Особенности организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, реализующем инклюзивную практику» – директор ГБОУ СОШ № 1321 «Ковчег» Реуэль Р.А.
- «Реорганизация учебно-воспитательного процесса в соответствии с реализацией инклюзивной практики» – директор Гимназии 1540 Моисеева М.В.
- «Особенности включения детей с инвалидностью и детей с ОВЗ разных категорий в школу» – директор Гимназии 1540 Моисеева М.В.
- «От особых образовательных потребностей к равным образовательным возможностям» – директор ГБОУ ЦО № 1429 Олтаржевская Л.Е.
- «Социально-образовательные условия формирования и развития инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении» – директор ЦО № 1447 Волкова Е.В.
- «Деятельность окружной ПМПК в процессе сопровождения инклюзивных практик в школах округа» – директор ГБОУ ЦППРиК «Крестьянская Застава» д.п.н. Сагалов М.В.
- «ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег» в системе ресурсной сети образовательных учреждений ЮВАО, реализующих инклюзивную практику» – заместитель директора ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег» Борисова Н.В.
- «Деятельность образовательного учреждения по формированию системы качества образования в условиях интегрированного/инклюзивного образования» – заместитель директора ГБОУ СОШ № 1321 «Ковчег» Коваленко Т.Н.
- «Система дополнительного образования как важнейшее условие включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду» – заместитель директора ГБОУ СОШ № 1321 «Ковчег» Зверева Н.М.
- «Социальное партнерство и деятельность общественных организаций в развитии инклюзивных процессов в образовании» – координатор проектов РООИ «Перспектива» Перфильева М.Ю.
- «Создание условий для успешной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе» – заместитель директора ГБОУ ЦО № 1429 Трафлялина А.А.
- «Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс. Из опыта работы» – учитель начальной школы ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429 Хуснутдинова Л.А.
- «Психолого-педагогическое сопровождение процесса инклюзивного образования» – педагог-психолог ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429 Орлова И.Н.
- «Особенности деятельности учителя-дефектолога в учреждении, реализующем инклюзивную практику» – учитель-дефектолог ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429 Ефимова Ж.К.
- «Сопровождение особого ребенка в классе. Содержание работы тьютора» – тьютор ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429 Колесова А.Ю.
- «Организация образовательной деятельности учащегося с ОВЗ на занятиях учителя-дефектолога» – учитель-дефектолог ГБОУ Центр образования № 1447 Медведева М.А.
- «Особенности логопедической работы с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения» – учитель-логопед ГБОУ Центр образования № 1447 Ильина Е.Н.
- «Развитие социального партнёрства: родители-учащиеся-педагоги в рамках инклюзивного образования» – педагог-психолог ГБОУ Центр образования № 1447 Негода Е.В.
- «Роль учителя в организации образовательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях общеобразовательной школы» – учитель начальных классов ГБОУ Центр образования № 1447 Приказчикова Н.В.
- «Английский язык как средство социализации учащегося с ОВЗ» – учитель английского языка ГБОУ Центр образования № 1447 Арасланова О.А.
- «Проектная деятельность, работа в группе как способ реализации задачи включения учащегося с ОВЗ в классно-урочную систему образования» – учитель биологии ГБОУ Центр образования № 1447 Коновалова О.В.
Участники семинара приняли участие в мастер-классах:
- «Пишем правильно: обучение письму детей с особыми образовательными потребностями» (ГБОУ Центр образования № 1447).
- «Интеграция основного и дополнительного образования как эффективный инструмент развития творческого потенциала и социальной адаптации учащегося» (ГБОУ Центр образования № 1447)
- «Фрагменты уроков и история включения ребенка с ОВЗ в школьную жизнь» (ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег», ГБОУ гимназия №1540)
- «Развитие социального партнёрства: родители-учащиеся-педагоги в рамках инклюзивного образования» (ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег»)
- «Логопедическое сопровождение особых детей» (ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429)
- «Волшебное кружево» (ГБОУ Центр образования № 1447)
Информационная поддержка семинара: http://mgppu.ru, www.inclusive-edu.ru, http://edu-open.ru, http://childpsy.ru.