Исследователи из МГППУ изучили ролевое экспериментирование подростков с помощью технологии «Мультимедиа-театр»
Новость
Ольга Витальевна Рубцова, кандидат психологических наук, руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», доцент кафедры «Возрастная психология имени проф. Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ на страницах журнала «Культурно-историческая психология» представила модель театральной деятельности для подростков – «Мультимедиа-театр» (№2-2023).
В основу модели положена идея о том, что ведущей деятельностью подросткового возраста является ролевое экспериментирование, в рамках которого подростки осваивают социальные роли как новую систему культурных знаков. «Мультимедиа-театр» создает условия для экспериментирования подростков с социальными и психологическими объектами (ролями, позициями, отношениями). В таком театре подростки не только разыгрывают роли по предложенному сценарию, но и участвуют в комплексе деятельностей, связанных с подготовкой и реализацией театральной постановки.
Предложенная модель театральной деятельности позволяет строить зону ближайшего развития подростков за счет того, что она обеспечивает развертывание двух взаимодополняющих процессов: интериоризации и экстериоризации. Интериоризация связана с освоением подростками новых культурных знаков – различных социальных ролей и паттернов ролевого поведения. Экстериоризация предполагает вынесение вовне – «на сцену» – ролевых противоречий и конфликтов подростков, которые глубинным образом связаны с феноменом подросткового кризиса и во многом определяют то, как он протекает.
Разработка модели осуществлялась на базе Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ в 2019–2022 гг. Модель «Мультимедиа-театр» прошла апробацию на базе трех школ г. Москвы и Московской области при участии 336 подростков от 13 до 15 лет.
Прочесть об исследовании подробнее можно на портале психологических изданий PsyJournals.ru:
- Рубцова О.В. Ролевое экспериментирование подростков в контексте идей Л.С. Выготского: деятельностная технология «Мультимедиа-театр» // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 2. С. 61–69. DOI: 10.17759/chp.2023190208.