Вся психология в одном университете

24 марта онлайн-вебинар в школе экстремального психолога

Новость

24 марта онлайн-вебинар в школе экстремального психолога
Сегодня состоится  онлайн-вебинар в школе экстремального психолога «Психологическая помощь семье в трудной жизненной ситуации»
В рамках вебинара обязательно будут затронуты проблемы оказания экстренной психологической помощи в экстремальной ситуации.

Ссылка на вебинар (требуется предварительная регистрация участников)

Записи предыдущих вебинаров


Библиография психолога для работы с гражданами, оказавшимися в экстремальных ситуациях

1. Методы и критерии повышения эффективности деятельности специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь средствами телефонного консультирования : Методическое пособие для руководителей и консультантов Телефонов доверия / А. Ю. Коджаспиров, А. В. Ермолаева, О. В. Иванцов [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экон-Информ", 2011. – 209 с. – ISBN 978-5-9506-0791-2. – EDN VRDNZP.
Аннотация. Предлагаемое пособие отражает взгляд авторов на проблему повышения эффективности деятельности специалистов Телефона доверия. В пособии проанализированы различные подходы к выделению профессионально важных качеств психолога-консультанта, необходимых для продуктивной деятельности специалиста в области телефонного консультирования. Представлена динамическая модель эффективного консультанта, рассмотрены особенности отбора и обучения начинающих консультантов. В третьей главе даны методические рекомендации для администрации Телефона доверия, направленные на определение эффективности работающих специалистов. Книга предназначена руководителям и специалистам, работающим в сфере телефонного консультирования, а также психологам, консультирующим детей и подростков.

2. Коджаспиров, А. Ю. Кризисное консультирование абонентов в аспекте деятельности "Детского телефона доверия" / А. Ю. Коджаспиров // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение) : Материалы II международной научно-практической конференции, Москва, 21–22 февраля 2012 года / Под редакцией А.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. – Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2012. – С. 126-132. – EDN UBZCDD.
Предисловие. Предотвращение возникновения кризисных ситуаций и оказание помощи кризисным клиентам – задачи, имеющие сегодня огромную важность. Актуальность овладения соответствующими профессиональными компетенциями приобретает особое значение в свете нынешней экономической ситуации, когда финансовая нестабильность осложняет переживание населением всех видов кризисов. Современному психологу необходимо уметь работать не только с закономерными кризисами (например, возрастными), но и с ситуативными, часто наступающими внезапно и способными нанести серьезный ущерб адаптации и развитию личности.

Правила кризисной помощи

  • Не спеши
  • Обращай внимание на внутренний опыт
  • Иди туда, где боль
  • Говори на запретные темы
  • Не спорь, не переубеждай, не манипулируй
  • Будь искренним, предоставляй обратную связь

3. Коджаспиров, А. Ю. Современные требования к обучению специалистов службы экстренной психологической помощи по телефону / А. Ю. Коджаспиров // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2015. – № 1(37). – С. 176-183. – EDN UBKFLH.
Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование требований, предъявляемых к деятельности психолога-консультанта на телефоне доверия. Выделена примерная модель эффективного консультанта, описан практический опыт повышения квалификации специалистов. Выдвинутые гипотезы исследования основывались на предположениях, что профессиональная подготовка психологов-консультантов в вузе недостаточна для осуществления деятельности в области психологической дистанционной помощи. Необходимо разрабатывать и внедрять в практику систему повышения квалификации телефонных консультантов. Представленное исследование определяется необходимостью повышения эффективности оказания психологической помощи специалистами телефона доверия.

4. Коджаспиров, А. Ю. Профессиональная самореализация психологов-консультантов телефона доверия / А. Ю. Коджаспиров // Европейский журнал социальных наук. – 2014. – № 7-3(46). – С. 388-394. – EDN TJMCOX.
Аннотация. В статье описывается исследование особенностей профессиональной самореализации психологов-консультантов Телефона доверия. Представлен теоретический анализ особенностей профессиональной самореализации и эмпирическое исследование психологических детерминант профессиональной самореализации психологов, работающих в области телефонного консультирования. Предмет исследования - взаимосвязь особенностей деятельности психологов-консультантов работающих на ДТД с их профессиональной самореализацией. Выдвинутые гипотезы основывались на предположениях, что профессиональная самореализация сотрудников - это явление, которое носит системный характер. Существует взаимосвязь между уровнем личностной самореализации психолога - консультанта Телефона доверия, направленностью его профессиональной мотивации и особенностями когнитивных репрезентаций различных компонентов профессиональной деятельности. Представленное исследование вызвано необходимостью повышения эффективности оказания психологической помощи специалистами телефона доверия.

5. Коджаспиров, А. Ю. Телефонное консультирование как средство экстренной психологической помощи / А. Ю. Коджаспиров // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение) : Материалы межведомственной научно-практической конференции, Москва, 24–25 февраля 2011 года / Под редакцией Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. – Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. – С. 82-84. – EDN STZSNB.
Предисловие. Современному ребенку постоянно приходится сталкиваться с большим количеством разнообразных стрессов. Ребенок не всегда имеет возможность гибко изменять свое поведение и подстраиваться под требования окружающих взрослых. В связи с этим перед ребенком встает вопрос, кто может помочь ему справиться с личными проблемами? Родители или не могут понять значимость его проблем, или будут реагировать на них негативно, педагог в образовательном учреждении не всегда ориентирован на такой вид помощи ребенку. В этом случае телефон доверия предоставляет ребенку наиболее простой и безопасный способ решения собственных жизненных трудностей.

6. Коджаспиров, А. Ю. Специфика дистанционной психологической помощи детям и подросткам / А. Ю. Коджаспиров // Современные векторы образования: теория и практика : Статьи и материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Коломна, 24 декабря 2019 года / Под общей редакцией С.А. Ермолаевой. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет", 2020. – С. 36-41. – EDN SSGYIX.

7. Ермолаева, А. В. Программа психолого-педагогического сопровождения с целью формирования совладающего поведения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации / А. В. Ермолаева // Актуальные проблемы современной психологии образования : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И. Ф. Мягкова, Воронеж, 18–19 сентября 2023 года. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. – С. 168-172. – EDN BCVVQK.
Предисловие. Одной из самых значимых тем в зарубежной и отечественной психологической науке и практике является проблема совладающего поведения в настоящее время. Глобальные изменения в социальной, экономической, политической, образовательной сферах приводят к возникновению стресса в жизни современного ребенка. Конструктивному реагированию ребенка к требованиям трудной жизненной ситуации будут способствовать копинг-стратегии совладающего поведения. У личности есть возможность использовать ресурсы, которые позволяют ей преодолевать проблемы, приспосабливаться и чувствовать себя в безопасности, что предполагает использование различных копингов. Данные стратегии являются формами адаптационных механизмов, позволяющих реагировать на трудные жизненные ситуации. У каждого индивида сформированы предпочитаемые способы их разрешения, от адекватного выбора которых зависит психологическое благополучие несовершеннолетнего. Насколько эффективен способ совладания с трудностями, настолько ребенком достигается удовлетворенность жизнью, самим собой, результатами своей деятельности.

8. Ермолаева, А. В. Рабочая тетрадь консультанта детского телефона доверия: основные алгоритмы работы. Информационно-методический сборник / А. В. Ермолаева. – Москва : Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2022. – 52 с. – ISBN 978-5-7164-1199-9. – EDN HCNTPK.

Техники, применяющиеся для снижения уровня тревоги

Способ 1 – Упражнение «Алфавит» (подходит для детей в ЧС). Описание техники для абонента: Выберете любую букву алфавита и постарайтесь отыскать вокруг себя как можно больше предметов, которые с нее начинаются. Сфокусируйтесь на них, рассмотрите и назовите их. Мозг воспримет эту информацию, как контроль над ситуацией. Вы постепенно начнете успокаиваться и приходить в себя. Эту практику можно проводить с детьми. После стрессовой ситуации такая «игра» поможет переключить внимание. 

Способ 2 – Техника «Заземление 5-4-3-2-1». Описание техники для абонента:
Нужно найти вокруг себя: 

  • пять вещей, которые вы можете увидеть;  
  • четыре вещи, которые вы можете потрогать;  
  • три звука, которые вы слышите; 
  • два запаха, которые чувствуете; 
  • один предмет, который можете попробовать на вкус. 

Эта техника работает за счет возврата в настоящий момент, в «здесь и сейчас», она помогает перевести внимание на вещи, которые находятся рядом.

Способ 3 – Регуляция дыхания. Описание техники для абонента: Эта техника является наиболее действенной и эффективной. При приступе паники дыхание учащается и становится неглубоким, неровным. Контролируя дыхание, вы нормализуете сердечный ритм, снизите кровяное давление. Итак, в чрезвычайной ситуации для начала сосредоточьтесь на своем дыхании. Не пытайтесь пока ничего менять, просто сконцентрируйтесь на процессе дыхания. Если ум, по своему обыкновению, начнет «блуждать» и отвлекаться мягко, но настойчиво верните внимание к дыханию. Сядьте удобнее, сделайте глубокий вдох и задержите воздух в легких на максимально возможное время. Это приведет к уравновешиванию содержания кислорода и диоксида углерода в легких и избавит вас от удушья. Затем перейдите к дыханию диафрагмой, то есть делайте медленные глубокие вдохи, а выдыхайте еще медленнее (прием 7/11). Давайте потренируем диафрагмальное дыхание. Удобно расположитесь на стуле, согните ноги в коленях, расслабьте плечи и шею, положите одну руку на грудь, а вторую чуть ниже грудной клетки. Сделайте медленный вдох через нос, считая мысленно до 7. Вдох нужно сделать так, чтобы расширился ваш желудок, а грудная клетка осталась неподвижной. Медленно выдохните, мысленно считая до 11, напрягая мышцы живота, при этом грудь должна оставаться неподвижной. При дыхании ваша рука, лежащая ниже грудной клетки, должна двигаться, а рука, лежащая на груди, должна остаться неподвижной. Закрепить регуляцию дыхания можно техникой «5-2-5». Сделайте вдох в течение 5 секунд. Затем задержите дыхание на 2 секунды, потом сделайте выдох в течение 5 секунд. Повторите описанный цикл 5 раз.

Способ 4 – Техника «Ныряльщик». Описание техники для абонента: Набрать в тазик холодной воды, задержать дыхание и окунуть лицо. 30 секунд подержать. Также можно несколько раз умыться холодной водой или приложить лед к щекам (сделать самому себе криомассаж). Это запускает «рефлекс ныряльщика», активизируется парасимпатическая нервная система, замедляется сердцебиение и дыхание, человек успокаивается. 

Способ 5 – Техника «Цветное дыхание». Описание техники для абонента: Выберите цвет, который представляет эмоции спокойствия, счастья и благополучия, которые вы хотите испытать. Можно ознакомить абонента с психологическими характеристиками каждого цвета. В качестве альтернативы вы можете просто позволить себе следовать за своим инстинктом. Выбрав цвет, представьте, что он полностью окружает вас, и почувствуйте, как с каждым вдохом он проникает через ваши ноздри, омывая вас изнутри и пропитывая приятными ощущениями. На выдохе представьте другой цвет, представляющий ваши страхи, тревоги и беспокойства, и визуализируйте, как он покидает ваше тело.

9. Современные антистресс-технологии в профессиях экстремального и помогающего типа / М. И. Розенова, А. С. Огнев, В. И. Екимова, А. В. Кокурин // Современная зарубежная психология. – 2023. – Т. 12, № 3. – С. 19-30. – DOI 10.17759/jmfp.2023120302. – EDN QRQMSY.
Аннотация. Обобщены и дифференцированы (по уровням профессионально-трудовой и индивидуально-психологической среды) источники жизненных и профессиональных стрессов, включая риски «новой глобальной реальности», детерминированной искусственным интеллектом. Психологические аспекты профессионального здоровья обозначены структурной феноменологией профессионального стресса, в вариантах стрессов деятельности (физиологического, предметно-деятельного и информационного) и стрессов отношений (деловых и личных). Внедрение программ повышения сопротивляемости стрессу у летчиков, военных, медицинских работников и педагогов показали, что стрессоустойчивость полидетерминирована обстоятельствами индивидуальности, обучения, опыта, статуса, и должна рассматриваться как универсальная жизненно-профессиональная компетенция, поддающаяся развитию. Выделены четыре подхода к внедрению антистресс-технологий: посредством организации условий профессиональной среды; обучения и подготовки специалистов; коррекции состояний и последствий стресса; интеграцией личностных свойств и образа жизни (овладение стресс-менеджментом и управлением здоровьем). Предложена трехуровневая инструментальная концепция применения методов работы со стрессами на уровне стратегического самоопределения, распределения ресурсов и снятия физиологического дискомфорта.

10. Екимова, В. И. Кризисная психология как зеркало социальных кризисов / В. И. Екимова // Актуальные проблемы кризисной психологии : Материалы II Международной научно-практической конференции, Минск, 09–10 декабря 2021 года. – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2021. – С. 68-74. – EDN SKWARI.
Аннотация. В статье обосновывается возможность использования научного потенциала кризисной психологии в качестве методологической базы исследований, направленных на определение протективных факторов и ресурсов, необходимых человеку для преодоления связанных с пандемией кризисных состояний.

11. Стресс и страх в экстремальной ситуации / М. И. Розенова, В. И. Екимова, А. В. Кокурин [и др.] // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9, № 1. – С. 94-102. – DOI 10.17759/jmfp.2020090110. – EDN YAXMRI.
Аннотация. На основе анализа зарубежных источников, в статье рассматриваются вопросы функционального взаимовлияния состояний страха и стресса в экстремальной ситуации. В работе показана неоднозначность и некоторая спутанность в понимании иерархического функционального развития данных состояний: иногда стресс называется причиной развития страхов, которые, в свою очередь, начинают усиливать стресс, или страх выступает источником развития стресс-реакции в конкретной ситуации. Авторы применили психолингвистический подход к разграничению страх-реагирования, выделив экзогенные и эндогенные страхи. Данное разграничение помогло авторам определить типологические особенности экстремальной ситуации, в вариантах эндогенной и экзогенной экстремальности, с описанием специфики порождаемых ими страх- и стресс-переживаний. Исследования зарубежных специалистов в области стресса показывают некоторое возвращение к исходным (давно известным) данным в отношении понимания развития стресса и методов снятия его последствий. Кроме того, в зарубежной литературе проблема взаимовлияния страха и стресса в экстремальной ситуации представлена недостаточно информативно, что позволяет отечественным исследованиям заполнить пробел и, в известном смысле, осуществить «пионерскую» работу.

12. Екимова, В. И. Комплексная психологическая травма как последствие экстремального стресса / В. И. Екимова, Е. П. Лучникова // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9, № 1. – С. 50-61. – DOI 10.17759/jmfp.2020090105. – EDN TEBMEO.
Аннотация. В статье дан краткий обзор трансформаций концепции комплексной психологической травмы за тридцать лет, происшедших с момента предложения термина комплексного посттравматического стрессового расстройства (комплексного ПТСР) как клинического синдрома множественной психологической травматизации до его официального признания в качестве диагностического конструкта. Проанализирована динамика представлений о причинах и характере проявлений психологической травматизации под воздействием экстремальных стрессовых факторов, нашедшая отражение в действующих классификаторах психических и соматических расстройств. Проведен сравнительный анализ специфических характеристик различных видов психологических травм, пересекающихся с термином комплексного ПТСР в понятийном поле психологии травмы. Определены базовые характеристики комплексной психологической травмы, отличающие ее от близких к ней понятий, и намечены пути дальнейших исследований в этом направлении.

Источник: Факультет "Экстремальная психология"