Социально-психологическая зрелость и самооценка студентов: о чем говорят преподаватели университетов и колледжей
Новость
В третий день IX Летней школы преподавателя, организованной Образовательной платформой «Юрайт», на «двойном разговоре» обсудили самооценку студентов, типы культур, как работать со студентами, у которых завышенная или низкая самооценка.
Спикеры:
- Айсмонтас Бронюс, кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета, Лауреат Премии Правительства РФ в области образования, Почетный работник высшего образования РФ
- Корнева Елена, старший преподаватель кафедры психологии образования Московского педагогического государственного университета.
Айсмонтас Бронюс (МГППУ) рассказал о типах культур, чем принципиально отличаются молодое поколение от старшего.
Типы культур по Маргарет Мид: постфигуративная – подрастающее поколение перенимает опыт у старших, кофигуративная – дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников, префигуративная – не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей.
«В педагогическом сообществе мы нередко сталкиваемся с тем, что представители старшего поколения придерживаются элементов постфигуративного общества, и для молодого поколения они становятся тормозящим фактором, молодые люди начинают сопротивляться.
Поколение X больше придерживается культуры полезности, чтобы были полезны обществу, стране, родине. Молодое поколение придерживается ценности культуры достоинства, они хотят проявить себя, получить удовольствие от жизни.»
Нередко у студентов бывает неадекватная самооценка, по каким причинам такое может быть?
Елена Корнева (МПГУ): «Необходимо прописать четкие критерии тех знаний, умений и навыков, которые мы хотим увидеть у студентов. Если результаты соответствуют этим критериям, они получают определенную оценку. По этим критериям мы можем сказать студенту, что он не достиг определенного уровня и, выполнив задания, он сможет повысить оценку».
Айсмонтас Бронюс (МГППУ): «Профессиональное самоопределение является принципиально важным, и оно не заканчивается после того, как он получил диплом. Но мы мало об этом говорим со студентами, мы считаем, что он уже определился, мы не спрашиваем, зачем он пришел, что он хочет делать после вуза. И здесь одна из причин неадекватной самооценки».
Должен ли преподаватель работать с самооценкой студентов или это вообще не его задача?
Айсмонтас Бронюс (МГППУ): «Для меня вопросы профессионального самоопределения являются самыми главными. Я бы рекомендовал усиленно работать с успешностью – поддерживать студентов, говорить, что вчера не получилось, получится завтра, и все это обязательно будет влиять на самооценку».