Инклюзивный детский спорт – это не только про результат, но и про атмосферу
СМИ о нас
Фото: nike.com
Nike совместно с футбольной школой «Метеор» уже запустил целый проект, где дети с ограниченными возможностями (ДЦП, нарушения зрения, протезы кистей/рук) на равных играют с обычными детьми. Главная идея – изменить общественное мнение и вдохновить спортивных функционеров помогать особенным детям в реализации их спортивной (и не только) мечты.
В отношении особенных детей принят термин «инклюзия». Старший преподаватель факультета клинической и специальной психологии МГППУ Ольга Белозерская объясняет значение: «Это полное включение любого человека в социум, философия, подразумевающая, что между людьми нет отличий. Задача тех, кто занимается проблемами инклюзии, – внедрение этой мысли в общество, от верхов до низов».
Резонный вопрос, который актуален для спортивных секций с разными детьми: что делать, если ребенок психологически потрясен, увидев человека с ограниченными возможностями? Нужно ли объяснять недуг?
Взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями может быть даже полезно для обычного ребенка. Ольга Белозерская объясняет: «Эмпатия развивается с нравственным становлением человека. Многое зависит от среды, окружения, установок, стереотипов. Именно поэтому лучше уходить от медицинских терминов, от диагнозов, от выделения.
И очень важно опираться на ресурсные стороны ребенка. Говорить не о том, что он не может – это ведь очевидно, а о том, что он может, что у него получается. У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. С этим ничего не поделаешь».
А как реагировать на агрессию? Ольга Белозерская анализирует: «У всех родителей детей с ограниченными возможностями есть собственные стратегии, как реагировать на непонимание со стороны общества. Главное – защитить ребенка, чтобы он не чувствовал дискомфорта. Если на какой-то площадке встретят маму, которая будет негативно относиться к их ребенку, они, вероятно, больше никогда не придут на эту детскую площадку. Чужую маму не переделаешь».
И еще – показательный эпизод от Ольги Белозерской, который вселяет надежду. Хотя работы еще много:
«Недавно я была в музее с одной из подопечных, девушкой с интеллектуальной недостаточностью. Я даже не сразу поняла, почему нам все так приветливо улыбаются. Я сейчас хожу с палкой, думала, внимание нацелено на меня. А потом поняла: настолько привыкла к нашим детям, что даже не замечаю, что они чем-то отличаются. А публика это видит и реагирует доброжелательным отношением. Это очень приятно.
Но широкое общество пока далеко от разрушения стереотипов. Родителей и их детей обижают в общественном транспорте, в кафе, в магазинах, на улицах. У каждого человека своя внутренняя культура. Чем больше будет проектов и объяснений на эту тему, тем будет лучше».