Вся психология в одном университете

Психологические методики для оценки уровня развития детей и подростков обсудили в проекте «Наука в публикациях»

Релиз

2024-10-01 Психологические методики для оценки уровня развития детей и подростков обсудили в журнале «Психолого-педагогические исследования»

24 сентября в рамках проекта «Наука в публикациях» состоялся круглый стол научного журнала «Психолого-педагогические исследования» на тему «Психологические методики для оценки уровня познавательного и личностного развития детей и подростков». Круглый стол проходил онлайн на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). Для участия в Круглом столе было подано более 90 заявок слушателей из Москвы, Петербурга, Минска, Могилева и других городов.

Ведущими Круглого стола стали тематические редакторы будущего специального выпуска журнала «Психолого-педагогические исследования», посвященного проблемам разработки и адаптации, надежности и валидности новых современных психодиагностических методик для оценки уровня познавательного и личностного развития детей и подростков – Сорокова Марина Геннадьевна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой «Цифровое образование», руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, и Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения, МГППУ. Модератором встречи выступила Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, заместитель главного редактора журнала «Психолого-педагогические исследования», начальник управления информационными и издательскими проектами МГППУ.

Открывая Круглый стол, Марина Геннадьевна Сорокова отметила, что уникальность работы, которая проводится в МГППУ, заключается в комплексном подходе к решению проблем поиска релевантных и валидных диагностических методик. Эта работа проводится в парадигме доказательного подхода и в соответствии с международными российскими требованиями и стандартами качества психологических исследований.

В первом выступлении, Мария Антоновна Одинцова вместе со своим соавтором Радчиковой Наталией Павловной, кандидатом психологических наук, ведущим научным сотрудником центра PsyDATA, рассказали о своей разработке краткой версии методики изучения копинг-стратегий для подростков 12–18 лет «СОРЕ-30A». Методика позволяет выделить 15 копинг-стратегий и четыре копинг-стиля, которые были подробно проанализированы докладчиками. Для иллюстрации некоторых копинг-стратегий спикерами были предложены выразительные видеоролики. Одинцова М.А. ответила на вопросы слушателей: «В чем отличия подростковой и взрослой COPE? Как COPE может помочь (и может ли) с проблемой предотвращения подростковых депрессий и суицидов?». Видеозапись Круглого стола можно посмотреть в свободном доступе на канале PsyJournals.ru.

Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» МГППУ выступая с соавтором Радчиковым Андреем Сергеевичем, лаборантом-исследователем центра PsyDATA, рассказала об истории разработки, характеристиках и апробации методики «Эталоны», предназначенной для оценки развития восприятия современных старших дошкольников. Методика была разработана в 1980-х, но сейчас оцифрована и рестандартизирована. Авторы методики отвечали на такие вопросы слушателей как, например, участвовали ли в апробации методики дети с нарушениями зрения или других нозологических групп.

Данилова Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория научных основ детской практической психологии, ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований», рассказала о разработке авторской методики «Ответственность у подростков». Работа над данной методикой позволила не только создать новый психодиагностический инструмент, но и показала своеобразие психологических особенностей сегодняшних. Дискуссия вокруг доклада касалась тех факторов, которые могут лечь в основу формирования ответственности у подростков и которые необходимо учитывать при валидизации опросника.

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой», Кошелева Юлия Павловна, кандидат психологических наук, научный сотрудник PsyDATA, и Козырева Нина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, продемонстрировали результаты стандартизации методики «Климат в классе» в Республике Беларусь. Методика направлена на изучение восприятия учениками атмосферы в классе и оценки ключевых параметров, необходимых для успешной учебы и личностного развития.

При подведении итогов круглого стола было отмечено, что в третьем выпуске журнала «Психолого-педагогические исследования» в 2024 году будут опубликованы материалы этих и других диагностических методик. Редакция журнала надеется на продолжение дискуссии с читателями и вопросы.

Посмотреть видеозапись круглого стола «Психологические методики для оценки уровня познавательного и личностного развития детей и подростков» можно на каналах:


Календарь предстоящих вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025 год

Источники: Управление информационными и издательскими проектами, Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования», Портал психологических изданий PsyJournals.ru, Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA